РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА



Для речи ребенка четвертого года жизни характерно постепенное усложнение предложений, которое идет в двух направлениях: увеличивается количество слов в предложении и

усложняется его содержание. В основе этого процесса лежит рост активного словаря. Поэтому словарная работа и работа по совершенствованию грамматического строя речи должны быть тесно взаимосвязаны. Чтобы ребенок умел выразить свою мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное и существенное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения. Однако задача уяснить причинно-временные зависимости и выразить их в своей речи для младшего дошкольника представляет значительные трудности. Это обязывает воспитателя при каждом удобном случае (в быту; на занятиях: во время наблюдений, рассматривания предметов, картин, бесед по прочитанному прои-зведению) уточнять с детьми время действия, его причины, подсказывать ребенку соответствующие слова и фразы, характере-зующие данные отношения. Вопросы «Зачем? Почему? Когда? Как?», которые задает воспитатель, требуют от ребенка развернутого высказывания.

Иногда оно имеет форму сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. При этом малыш часто опускает союз, нарушает согласование, но образец педагога подсказывает ему, как лучше построить фразу. Дети не только воспринимают на слух новую синтаксическую конструкцию, но и повторяют ее, обогащая таким образом свою речь. Особенно важно, чтобы ребенок слышал сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, как: они легче усваиваются детьми, чем сложные предложения других видов.

Детям трех-четырех лет свойственно характеризовать ситуацию путем перечисления наблюдаемых объектов или их деталей (частей) («У петушка клюв, ноги, крылышки и гребешок»). Эта тенденция чрезвычайно важна для развития умения пользоваться предложениями с однородными членами. Соответствующая работа проводится и на занятиях, например при рассматривании картины («У детей много игрушек: курочки, формочки, флажки, машина»), и вне занятий, например во время игры с пирамидками («Кольца на пирамидке разных цветов: желтые, синие, красные, зеленые»).

 

Следует учить детей строить предложения с различным порядком слов. Ребенок должен овладевать умением менять порядок слов в синтаксической конструкции («Лягушка хохотала над цыпленком»; «Лягушка над цыпленком хохотала» и т. д.)

Дети во всем копируют взрослых, поэтому речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребенок улавливает лишь смысл высказываний, а форма ускользает от его внимания.

Перечислим виды работы, которые могут быть использованы для обогащения речи детей разнообразными синтаксическими конструкциями, в том числе и сложными:

1. Пересказ (или дословный, или приближенный к оригиналу).

2. Дети заканчивают (договаривают) предложение (из знакомого им произведения художественной литературы) или воспроизводят целиком (хором, индивидуально). Это могут быть сложносочиненные или сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, как, потому что; предложение с прямой речью, с однородными членами («Толкнула она дверь, дверь и открылась» — сказка «Маша и медведь»; «Я коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога» — сказка «Коза-дереза»; «Мама, мама, не злись, потому что нашлись, потому что нашлись перчатки» — английская народная песенка «Перчатки», в пер. С. Маршака).

3. Большие возможности для формирования грамматически правильной речи содержит рассматривание сюжетных картин. Ориентируясь на наглядно представленную ситуацию, ребенку легче охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке, возле девочек), время (летом, в солнечный денек), установить причинно-следственные отношения (чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок; бодаться козлята не могут: рожки еще не выросли).

Стараясь целенаправленно влиять на процесс совершенствования синтаксической стороны речи, воспитатель должен полноценно использовать занятия по ознакомлению детей с окружающим (наблюдения, рассматривание предметов и сюжетных картин), по ознакомлению с произведениями художественной литературы, а также все «неречевые» занятия, особенно по формированию элементарных математических представлений и музыкальные.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..