ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСАДА
Детям о В. И. Ленине. Большое внимание во второй младшей группе
уделяется воспитанию чувства уважения к Владимиру Ильичу Ленину. В
течение года педагог неоднократно показывает детям портреты Владимира
Ильича, читает им стихи о Ленине. Дети украшают портрет вождя,
находящийся в групповой комнате. Перед праздником 7-го Ноября дети
вместе с воспитателем идут в празднично украшенный зал, чтобы постоять у
портрета вождя, поставить к портрету цветы, которые они помогли педагогу
пересадить осенью из грунта. Ко дню рождения Владимира Ильича Ленина
дети также ставят к портрету живые цветы. Воспитатель читает отрывок из
стихотворения «Ленин» Н. Саконской («Это Ленин на портрете в рамке
зелени густой...»). В эти дни воспитатель при каждом удобном случае
обращается к тексту «Детской песни о Ленине» М. Исаковского («Добрый и
ласковый Ленин смотрит с портрета на нас...»).
Младший дошкольник должен овладеть элементарными навыками культурного
общения, запомнить имена и отчества педагогов, окружающих его взрослых,
научиться быть вежливым со старшими и сверстниками.
Полюбит ли ребенок детский сад, будет ли себя чувствовать в группе легко
и уверенно? Это во многом будет зависеть от того, как сложатся его
отношения с воспитателями, с детьми. А. И. Сорокина отмечала, что у
каждого дошкольника социальные отношения формируются прежде всего как
отношения к воспитателю. В соответствии с этим основную роль играет
установление до-верчивого отношения к взрослым. Уже на первом занятии,
посвященном знакомству детей с группой, воспитатель обращает их внимание
на то, как светло, чисто, нарядно в комнате, как много растений,
игрушек, книг. Он говорит: «Все мы (называет имена и отчества второго
воспитателя, няни) украшали эту комнату — хотели, чтобы она вам
понравилась». Впоследствии на занятиях и в повседневном общении с детьми
педагог подчеркивает, что взрослые заботятся о них.
Эти моменты очень важны в воспитательном отношении. «Спасибо, Елена
Ивановна, что нашли время помочь нам одеться»,— благодарит воспитатель
завхоза. Он благодарит ее (других сотрудников) в подобных случаях и в
дальнейшем. И однажды вместе с ним поблагодарит взрослого за помощь и
кто-нибудь из малышей. Постепенно у детей формируется привычка замечать
помощь взрослых, их внимание, а также ответная доброта и
доброжелательность.
Воспитывая у детей с первого дня пребывания в детском саду уважительное
отношение к старшим, их учат называть взрослого по имени и отчеству,
обращаться к нему на «вы». Научиться этому, запомнить имена малышам не
просто. И воспитатель всячески помогает им. В сентябре он проводит
дидактические игры типа «Кто в домике живет?» (занятие № 7), которые
дают детям возможность лучше запомнить имена друг друга и имя и отчество
воспитателя. Игра, занимающая всего 3—4 мин, неоднократно повторяется на
занятиях и в быту, постепенно усложняясь по содержанию. Так, вначале
дети просто запоминают имена сверстников, в следующий раз, «разыскивая
ребенка», воспитатель обращает внимание детей на его отличительные
черты, особенности поведения («Не живет ли в домике Игорек? Он знает
несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно расскажет
их всем»).
Воспитателю нужно приучить себя, обращаясь к ребенку, называть его
только по имени, использовать и ласковые обращения (Костя — Костик —
Костенька, Оля — Оленька — Ольгунька). Это важно по ряду причин: дети
называют товарищей так же, как воспитатель; ласковые обращения друг к
другу способствуют возникновению симпатий; значительно обогащается
словарь, дети начинают сами придумывать ласковые имена; они привыкают
разграничивать понятия «имя», «фамилия». (Последнее важно, так как порою
выпускники детских садов на вопрос: «Как тебя зовут?» — называют и имя,
и фамилию.)
Во второй младшей группе ребенка продолжают знакомить с трудом близких
ему людей. Эффективность этой работы во многом зависит от соблюдения
ряда требований:
знакомить детей с такими видами труда, в которых трудовые действия и
результат наглядны;
делить трудовой процесс на отдельные операции и на конкретном содержании
показывать их взаимосвязь;
рассказывать малышу о труде интересно, увлеченно,
так, чтобы обыденный факт выступал для него ярко и значимо.
Знакомя детей с жизнью и трудом взрослых, педагог обогащает словарь
дошкольников за счет названий профессий (музыкальный работник, дворник,
повар, няня, продавец, строитель), трудовых операций (воспитатель
занимается с детьми, читает им, учит лепить и рисовать, строить, играть,
одевает, укладывает спать), качеств трудовых действий и отношений
(работает ловко, быстро; машину ведет осторожно; моет чисто).
Ознакомление с родным городом, поселком начинается у малыша со
знакомства с детским садом и его окружением. Воспитатель показывает и
объясняет, что улица, на которой стоит детский сад, имеет много домов,
она длинная. Но здание детского сада особое: с большими светлыми окнами,
залом и т. п. Детский сад имеет большой участок, окруженный забором. На
участке много зелени, беседок, песочниц. На таком участке удобно и
интересно гулять.
Ребенок должен знать, где он живет. Иногда дом состоит из корпусов, а
квартира обозначена двухзначным или трехзначным числом. В таких случаях
достаточно, чтобы малыш знал улицу и номер дома.
Принято показывать дошкольникам город (поселок) в праздничном убранстве.
Флаги, гирлянды вызывают у малышей восхищение, чувство удовлетворения и
сопричастности к большому событию. Эта осознанная ребенком
сопричастность выдвигает праздники в разряд особых средств ознакомления
дошкольников с явлениями общественной жизни. Дети и сами стараются
украсить к празднику групповую комнату, делятся впечатлениями об
увиденном и пережитом («Был на демонстрации»; «Запустили в небо много
воздушных шариков!»).
Ребенок трех-четырех лет должен знать транспортные средства,
распространенные в той местности, в которой он живет. С этой целью
совершаются целенаправленные прогулки с детьми по улицам города (прселка).
Полученные впечатления уточняются в самостоятельных играх детей в
«Транспорт», а также в дидактической игре «Кто на чем в гости поедет?»
(игры проводятся с использованием игрушек или картинок).