РАБОТА НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА С
ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА
Содержание этой работы обусловливается особенностями, характерными для
речи детей данного возраста. На занятиях берутся те грамматические
формы, употребление которых вызывает определенные трудности у
трех-четырехлетнего ребенка. Так следует упражнять детей в использовании
существительных, имеющих в родительном и винительном падежах
множественного числа нулевое окончание или окончания -ей, -ек, -ок, -ев,
-ов. (Окончания -ей, -ек, -ок дети заменяют на -ев, -ов: «ежей — ежов»,
«ресничек — ресничков». К нулевому окончанию дети часто добавляют
окончание -ов: «обезьян — обезья-нов».) Этой цели могут служить
следующие виды работы:
1. Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и
рифмовках («Лучше нас, лесных... ежей, нет на свете...сторожей. Рук нет,
...ног нет. Может,это пакет?»).
2) Дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?» {Ложек, подушек,
слонов, воробьев, гусей, книг, глаз, одеял.)
3) Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?».
Особое внимание во второй младшей группе уделяют работе над
существительными, обозначающими:
а) детенышей животных (родительный и винительный падежи множественного
числа). Показывая детям игрушки или картинки, воспитатель называет
детенышей. Затем предлагает задания двух типов, включаемые в
дидактические игры («Возьми себе любых малышей, попросив их у меня:
дайте мне котят (мышат, лягушат). Попросишь неправильно, малыши к тебе
не пойдут». Или: «Попроси, чтобы твоих малышей пустили в теремок.
Пустят, если попросишь правильно, не ошибешься: пустите в теремок моих
желтеньких цыплят (маленьких котят)»);
б) посуду (с суффиксами -ик, -иц-): чайник, молочник, кофейник;
сахарница, конфетница, хлебница, салфетница. Эти существительные дети
легко осваивают (образуют и активно используют в речи) с помощью таких
дидактических упражнений, как «Покажи и назови», «Чего не стало?»,
«Добавь слово» (разработано А. Г. Тамбовцевой).
Упражнение «Добавь слово» используется также в заданиях на употребление
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ечк-, -ичк-
и др. Например: «Дом —
домик — говорит воспитатель,— стол?» — «Столик»,—
подсказывают дети. И т. д.
Младшие дошкольники часто ошибаются в согласовании слов (существительных
с прилагательными, личными местоимениями, количественными числительными
и т.д.).
Упражняя детей в согласовании существительных с другими частями речи,
целесообразно использовать дидактические упражнения типа «Чья вещь»
(ребенок в ответе на вопрос должен назвать личное местоимение и
существительное: мое ведерко, моя куколка, мой слоник), «Подарите мне,
пожалуйста» (зеленое ведерко, белого щенка, синюю ленту и т. п.), «Один?
Много?» (из «чудесной коробки» дети берут картинки с изображением одного
предмета или группы одинаковых предметов и называют: «Одно яблоко...
много яблок... одно большое колесо... много маленьких колес»).
Большинство ошибок в речи детей связано с употреблением формы
повелительного наклонения глаголов. Для закрепления в речи правильной
формы глагола лежать (ляг) можно использовать дидактическую игру «Мишка,
ляг!», глагола съезжать — игру-инсценировку «Катя и медвежонок катаются
с горки».
На четвертом году жизни дошкольники употребляют многие наречия (места,
времени, образа действия) и почти все предлоги. Активизировать в речи
детей предлоги и наречия, помочь им в усвоении разных значений предлогов
— задачи чрезвычайно важные. Правильное употребление предлогов и наречий
— показатель освоения ребенком пространственных отношений.
Для работы с детьми можно рекомендовать игры-инсценировки «Где Мишка
искал свой мяч?», «Зайцы в лесу», «Что изменилось?» (игры разработаны Т.
Мусейибовой). Кроме того, на занятиях по развитию речи и по формированию
элементарных математических представлений целесообразно проводить игры
примерно такого содержания: у детей на столах мелкий раздаточный
материал (куколки, елочки, кружочки). По сигналу воспитателя каждый
прячет названный им предмет. Педагог спрашивает у ребенка: «Где твоя
куколка?» («В кармашке, под столом, за спиной» и т. д.).
Педагогу нужно также обращать внимание на правильное употребление детьми
одушевленных существительных с предлогом у (нередко дети заменяют
окончание -ы на -и). Используя элементы игры, воспитатель дает куклам
имена, вручает игрушки и предметы, а детей просит сказать, у кого что:
флажок у Ромы, кружок у Томы (у Светы ведерко, у Вовы леечка). Возможен
и такой вариант: часть детей получает от педагога игрушки, а остальные
говорят, у кого что есть (у Ромы куб, у Кати пирамидка, у Вовы
барабанчик и т.д.).
Упражняя детей в употреблении прилагательных, основное внимание уделяют
относительным прилагательным, обозначающим материал, из которого сделан
предмет (стеклянный,
деревянный, резиновый и т.д.). Для активизации их в
речи младших дошкольников используются дидактические игры «Какой?»,
«Чего не стало?».
Игры и упражнения на совершенствование грамматического строя речи
проводятся еженедельно как части комбинированных занятий по развитию
речи.