РАБОТА НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

РАБОТА НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

Содержание этой работы обусловливается особенностями, характерными для речи детей данного возраста. На занятиях берутся те грамматические формы, употребление которых вызывает определенные трудности у трех-четырехлетнего ребенка. Так следует упражнять детей в использовании существительных, имеющих в родительном и винительном падежах множественного числа нулевое окончание или окончания -ей, -ек, -ок, -ев, -ов. (Окончания -ей, -ек, -ок дети заменяют на -ев, -ов: «ежей — ежов», «ресничек — ресничков». К нулевому окончанию дети часто добавляют окончание -ов: «обезьян — обезья-нов».) Этой цели могут служить следующие виды работы:

1. Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках («Лучше нас, лесных... ежей, нет на свете...сторожей. Рук нет, ...ног нет. Может,это пакет?»).

2) Дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?» {Ложек, подушек, слонов, воробьев, гусей, книг, глаз, одеял.)

3) Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?».

Особое внимание во второй младшей группе уделяют работе над существительными, обозначающими:

а) детенышей животных (родительный и винительный падежи множественного числа). Показывая детям игрушки или картинки, воспитатель называет детенышей. Затем предлагает задания двух типов, включаемые в дидактические игры («Возьми себе любых малышей, попросив их у меня: дайте мне котят (мышат, лягушат). Попросишь неправильно, малыши к тебе не пойдут». Или: «Попроси, чтобы твоих малышей пустили в теремок. Пустят, если попросишь правильно, не ошибешься: пустите в теремок моих желтеньких цыплят (маленьких котят)»);

б) посуду (с суффиксами -ик, -иц-): чайник, молочник, кофейник; сахарница, конфетница, хлебница, салфетница. Эти существительные дети легко осваивают (образуют и активно используют в речи) с помощью таких дидактических упражнений, как «Покажи и назови», «Чего не стало?», «Добавь слово» (разработано А. Г. Тамбовцевой).

Упражнение «Добавь слово» используется также в заданиях на употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ечк-, -ичк- и др. Например: «Дом —

 

домик — говорит воспитатель,— стол?» — «Столик»,— подсказывают дети. И т. д.

Младшие дошкольники часто ошибаются в согласовании слов (существительных с прилагательными, личными местоимениями, количественными числительными и т.д.).

Упражняя детей в согласовании существительных с другими частями речи, целесообразно использовать дидактические упражнения типа «Чья вещь» (ребенок в ответе на вопрос должен назвать личное местоимение и существительное: мое ведерко, моя куколка, мой слоник), «Подарите мне, пожалуйста» (зеленое ведерко, белого щенка, синюю ленту и т. п.), «Один? Много?» (из «чудесной коробки» дети берут картинки с изображением одного предмета или группы одинаковых предметов и называют: «Одно яблоко... много яблок... одно большое колесо... много маленьких колес»).

Большинство ошибок в речи детей связано с употреблением формы повелительного наклонения глаголов. Для закрепления в речи правильной формы глагола лежать (ляг) можно использовать дидактическую игру «Мишка, ляг!», глагола съезжать — игру-инсценировку «Катя и медвежонок катаются с горки».

На четвертом году жизни дошкольники употребляют многие наречия (места, времени, образа действия) и почти все предлоги. Активизировать в речи детей предлоги и наречия, помочь им в усвоении разных значений предлогов — задачи чрезвычайно важные. Правильное употребление предлогов и наречий — показатель освоения ребенком пространственных отношений.

Для работы с детьми можно рекомендовать игры-инсценировки «Где Мишка искал свой мяч?», «Зайцы в лесу», «Что изменилось?» (игры разработаны Т. Мусейибовой). Кроме того, на занятиях по развитию речи и по формированию элементарных математических представлений целесообразно проводить игры примерно такого содержания: у детей на столах мелкий раздаточный материал (куколки, елочки, кружочки). По сигналу воспитателя каждый прячет названный им предмет. Педагог спрашивает у ребенка: «Где твоя куколка?» («В кармашке, под столом, за спиной» и т. д.).

Педагогу нужно также обращать внимание на правильное употребление детьми одушевленных существительных с предлогом у (нередко дети заменяют окончание -ы на -и). Используя элементы игры, воспитатель дает куклам имена, вручает игрушки и предметы, а детей просит сказать, у кого что: флажок у Ромы, кружок у Томы (у Светы ведерко, у Вовы леечка). Возможен и такой вариант: часть детей получает от педагога игрушки, а остальные говорят, у кого что есть (у Ромы куб, у Кати пирамидка, у Вовы барабанчик и т.д.).

Упражняя детей в употреблении прилагательных, основное внимание уделяют относительным прилагательным, обозначающим материал, из которого сделан предмет (стеклянный,

деревянный, резиновый и т.д.). Для активизации их в речи младших дошкольников используются дидактические игры «Какой?», «Чего не стало?».

Игры и упражнения на совершенствование грамматического строя речи проводятся еженедельно как части комбинированных занятий по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..