ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

 


Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся примерно два раза в месяц. Кроме того, один-два раза в месяц дидактические игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря включают как составные части в комбинированные занятия по развитию речи.

Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим — это прежде всего обогащение знаний и представлений ребенка о предметах, их качествах и свойствах, а также о доступных его пониманию явлениях природы и общественной жизни. Рассмотрим подробнее эти направления работы.

 

 

 

 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ, ИХ СВОЙСТВАМИ И КАЧЕСТВАМИ



На четвертом году жизни ребенка продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения, уточняют в его активном словаре слова, обозначающие названия и назначение одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели. Детей учат различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — воротник, рукава, пуговицы), а также различать внешне похожие объекты (столовая ложка и чайная, пальто и шуба, стул и табурет) .

В соответствии с задачами, поставленными в «Программе воспитания и обучения в детском саду», обогащают и совершенствуют представления детей об овощах (учат различать по внешнему виду и вкусу, объясняют, что одни овощи едят сырыми и вареными, другие только сырыми или только вареными), о средствах передвижения (рассказывают, что любая автомашина имеет кабину, колеса, руль, что легковые автомашины и автобусы предназначены для перевозок людей, а грузовые — для перевозок грузов).

Обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения служит основой для развития умения выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов, группировать предметы и называть шесть цветов (основные, зеленый, черный, белый) и несколько оттеночных цветов. Рассматривая с детьми предмет, им помогают определить его размер (большой — не очень большой — маленький), форму (круглый, как шар), особенности поверхности (гладкий, шероховатый), температуру (холодный—теплый).

У детей воспитывают умение, ориентируясь на назначение предметов, объединять их в группы, используя при этом соответствующие обобщающие слова (посуда, одежда и др.), продолжают формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени. На занятиях по развитию речи воспитатель побуждает

детей использовать слова, обозначающие понятия, сформированные в процессе развития математических представлений (вперед, назад, направо, налево и др.; утро, день, вечер, ночь).

Работа по обогащению знаний и представлений дошкольника и словарная работа неразрывно связаны. Своевременно усвоенная ребенком точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень его речевого развития, совершенствует культуру речевого общения. Как и на предыдущей возрастной ступени, во второй младшей группе используют следующие приемы словарной работы:

1. Рассматривание предмета, установление его назначения. Сообщение детям названий предмета и характерных д-е йствий с ним.

2. Называние ребенку деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка).

3. Использование вопросов, предполагающих ответ действием. Вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка.

4. Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху). Например, педагог показывает лист фикуса и говорит: «Посмотрите, какие большие листья у фикуса. Мне кажется, что они больше Андрюшиной ладони. Проверим?»

5. Многократное повторение ребенком, нового слова в различных вариантах: а) вслед за воспитателем; б) в ответ на вопрос воспитателя; в) при заучивании рифмовки, в которой встречается это слово, и т. п.

Наблюдение живых объектов, транспортных средств, рассматривание предметов ближайшего окружения и т. п. проводится, как правило, в быту. Но в целом ряде случаев эту работу должно предварять занятие. Цель его — вооружить детей способами наблюдения, необходимыми навыками по обследованию объекта. Специальные занятия следует посвятить наблюдению за живыми объектами (например, за птицей); рассматриванию комнатных растений, садовых и полевых цветов, овощей; ознакомлению с материалами. Например, дети рассматривают мех и пальтовую ткань, сравнивают их (каждый ребенок получает по кусочку меха и ткани). Выясняют, что мех пушистый, мягкий, густой, ткань не пушистая, жесткая. Мех и ткань не рвутся, не мнутся, из них шьют шубы и пальто. Аналогичным образом сравнивают ткань и бумагу, а также дерево и резину.

Младшие дошкольники любят готовить еду и потом угощать воображаемым супом, пирожками и т. п. взрослых и своих сверстников. На четвертом году жизни дети начинают интересоваться, из каких продуктов сделано то или иное блюдо. Поэтому в данной возрастной группе целесообразно планировать дидактические

 

игры-занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп». Наблюдения свидетельствуют о том, что на этих занятиях следует показывать детям р е-альные операции на реальных предметах. Например, с малышами рассматривают сухой чай (заварку), затем высыпают его в заварочный чайник, заливают кипятком и, прикрыв грелкой, дают возможность настояться. Дети не только зрители. Они дают советы; сравнивают заварку и распаренные чаинки; определяют, что приятнее на вкус — кипяченая вода или чай; угощают чаем няню или повара.

Необходимо проводить занятия (а также дидактические игры как составную часть занятий) на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи собирательные существительные, называют конкретные предметы, входящие в группу, и указывают на функциональный признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.

В методике наметилась определенная последовательность работы с детьми. Вначале воспитатель показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом. Далее он конкретизирует и частично обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, предусматривает возможность для активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов.

Уточняя пространственные представления детей, следует помочь им освоить такие понятия, как рядом, за мной, передо мной. Этой цели могут служить дидактические упражнения длительностью в 3—4 мин, которые проводят на занятиях по развитию речи, например: «Очень быстро вы сегодня поставили стулья и приготовились слушать,— говорит педагог.— Кто же с кем сегодня сидит? Олечка, кто сидит рядом с тобой? Кто слева? Справа?» И т. д.

Осваивая цвета, младшие дошкольники испытывают определенные трудности. Путают синий и зеленый цвета, ошибаются в определении оттенков и т. д. В процессе наблюдений, рассматривания игрушек, картинок воспитателю следует уточнять и активизировать в речи детей наз-вания цветов. Необходимо проводить занятия, на которых малыши упражняются в различении и назывании четырех цветов. В практике, например, широко используется занятие «Зажги фонарик» (разработано В. Н. Аванесовой) . В нашей книге приводится вариант такого занятия — игра-инсценировка «Матрешкино новоселье».

Известно, что дети часто ошибаются, если им предлагают найти (выбрать) предмет, ориентируясь сразу и на его цвет и на размер, поэтому задания такого рода необходимо включать в занятия по развитию речи. Нужны также и специальные упражнения на определение геометрической формы на ощупь.

 

Определенное место в системе обучения должны занимать занятия, которые дают возможность выяснить, как усвоен тот или иной раздел программы. Такое занятие может состоять из двух-трех дидактических игр, например: «Узнай и назови» (дети определяют овощи по внешнему виду, называют их), «Чудесный мешочек» (определяют овощи на ощупь), «Угадай по вкусу» и т. п.

Рассматривая предметы, ребенок стремится действовать с ними. Учитывая это стремление, надо планировать соответствующие игры и упражнения. С их помощью ребенок осваивает назначение предмета, переносит усвоенные действия в сюжетно-ролевые игры. Например, педагог говорит: «Давайте рассмотрим игрушки, которые я принесла. Покажите, в чем жарят картошку, лук, котлеты; положите сахар в сахарницу; найдите то, чем режут хлеб. Зачем нужны мясорубка, лейка, чашка, сковорода, сухарница? Покажите, как поливают цветы из лейки, наливают чай в чашку из чайника». И т. п.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..