РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

 



Сюжетная картина — эффективное средство познания ребенком окружающей действительности. В данном случае под познанием понимается не столько знакомство с чем-то абсолютно новым, сколько уточнение представлений ребенка о знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах, воспринимаемых в иных, чем прежде, условиях (на картине). (Известно, что знакомый объект, увиденный в непривычных для малыша связях и отношениях, часто воспринимается им как новый.)

 

 

Во второй младшей группе рассматривание сюжетной картины на занятии планируется примерно раз в месяц. Могут быть использованы следующие картины: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу», «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Праздник 1 Мая в детском саду», «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы Е. Радина и В. Езикеева); «Коза с козлятами» (автор С. Веретенникова).

Успех рассматривания во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать ребенка. Например: «Хотите, я познакомлю вас с детьми, которые, как и вы, любят строить? — начинает занятие педагог.— Их трое — два мальчика и девочка».— «Где они? Что строят?» — обязательно спросят нетерпеливые малыши. «А как вы думаете, что строят мальчики и девочка?» — интересуется воспитатель. Выслушав ответы детей, педагог ставит перед ними картину «Дети играют в кубики».

Вопросы к детям — ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Надо, чтобы они обеспечивали полноту воспроизведения содержания картины. Вопросы должны помогать ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины. Такого рода вопросы в том или ином соотношении обязательно следует задавать на каждом занятии по рассматриванию.

Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно классифицировать так:

1) вопросы, требующие сопоставления фактов и.простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает само содержание картины. Например: «Почему остановили лошадку?»; «Почему не едет автобус?»;

2) вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?»;

3) вопросы, требующие ответ а-п редположе-ни я, выходящего за пределы изображенного. Подобные вопросы хороши тем, что позволяют ребенку связать несколько действий в единую цепочку, назвать не только настоящее действие, но и прошедшее, будущее. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности детей. Приведем примеры: «Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может, ждет кого-то?»; «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и только

 

потом наметить вопросы, предусмотрев их вариативность. Лучше, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1—2 фразы, раскрывающие смысл картины, отражающие эмоциональное отношение рассказчика к ее содержанию. Например: «Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится!»

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель сначала рассказывает детям о козе, затем, переходя к описанию козлят, говорит: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие» и т. д.

Если рассказ получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы 1—2 последние фразы, так же как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям. Тогда и весь рассказ выступает как маленький художественный текст.

Рассматривание картины периодически повторяется и вне занятий в течение всего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..