РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

 


С детьми четвертого года жизни еженедельно проводят два занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. На этих занятиях продолжают совершенствовать понимание ребенком речи окружающих, а также его собственную речь. Во второй младшей группе продолжается и работа по формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию интереса к художественному слову.

Занятия планируют на утренние и вечерние часы. Наиболее велико число занятий, состоящих из одной части (дидактическая игра на группировку предметов; рассказывание сказки; отработка правильного произношения звука и т. п. ). При этом кроме основной, главной задачи решаются и многие другие. Так, например, воспитатель знакомит детей с новой сказкой. Для данного занятия это ведущая задача, но на этом же программном содержании формируют интонационную выразительность речи, активизируют словарь, формируют звукопроизношение и т. д.

Во второй младшей группе проводятся также занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Такие занятия принято называть комбинированными. Оправдали себя в практике самые разные варианты комбинирования:

— чтение детям произведения художественной литературы и лексическое упражнение;

— чтение детям (заучивание стихотворения) и формирование грамматических навыков;

— дидактическая игра на ознакомление с окружающим и формирование грамматической стороны речи;

— рассматривание сюжетной картины и игры и упражнения на отработку и закрепление грамматических навыков;

— дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры и упражнения на совершенствование грамматического строя речи.

В практике работы с дошкольниками много внимания уделяется такому вопросу: как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности. Решению этой проблемы может способствовать следующее:
 

 

1. Чередование прямых обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук (по подражанию); отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?».

2. Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей, как словесных, так и двигательных. Это разнообразит занятие, помогает вовлечь в работу всех детей, значительно повышает речевую активность каждого.

3. Использование на занятии разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание.

4. Использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стулья, отыскивая «спрятавшуюся» собачку; показать, как вытягивает шею важный гусь и т. п.). Игровой характер большинства таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям.

Однако данный прием окажется эффективным лишь в том случае, если взрослый сам будет действовать увлеченно и весело, заражая своим настроением детей.

5. Специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия. По приглашению педагога дети рассматривают игрушки, которые были использованы на занятии, разговаривают с педагогом. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы воспитателя именно в это время. Такие моменты позволяют в течение трех-четырех минут закрепить программный материал с отдельными детьми или группами из пяти-шести человек.

Успех занятия во многом определяется тем, как рассажены дети: они должны хорошо видеть воспитателя и демонстрируемый материал. На одних занятиях детям удобнее сидеть за столами, стоящими отдельно друг от друга; на других малышей целесообразнее рассадить полукругом; на третьих младшим дошкольникам удобнее заниматься за столами, сдвинутыми «ленточно» и т. п.

Детей следует усаживать так, чтобы они не задевали друг друга (особенно при имитации действий, движений). Желательно, чтобы рядом с легковозбудимыми малышами сидели уравновешенные, некапризные сверстники.

Не стоит предлагать трехлетнему ребенку вставать при ответе на вопрос: это трудно для малыша и связано со значительными затратами времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..