ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧИ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА
С детьми четвертого года жизни еженедельно проводят два занятия по
развитию речи и ознакомлению с окружающим. На этих занятиях продолжают
совершенствовать понимание ребенком речи окружающих, а также его
собственную речь. Во второй младшей группе продолжается и работа по
формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи,
совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию интереса
к художественному слову.
Занятия планируют на утренние и вечерние часы. Наиболее велико число
занятий, состоящих из одной части (дидактическая игра на группировку
предметов; рассказывание сказки; отработка правильного произношения
звука и т. п. ). При этом кроме основной, главной задачи решаются и
многие другие. Так, например, воспитатель знакомит детей с новой
сказкой. Для данного занятия это ведущая задача, но на этом же
программном содержании формируют интонационную выразительность речи,
активизируют словарь, формируют звукопроизношение и т. д.
Во второй младшей группе проводятся также занятия, состоящие из двух
самостоятельных частей. Такие занятия принято называть комбинированными.
Оправдали себя в практике самые разные варианты комбинирования:
— чтение детям произведения художественной литературы и лексическое
упражнение;
— чтение детям (заучивание стихотворения) и формирование грамматических
навыков;
— дидактическая игра на ознакомление с окружающим и формирование
грамматической стороны речи;
— рассматривание сюжетной картины и игры и упражнения на отработку и
закрепление грамматических навыков;
— дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры и
упражнения на совершенствование грамматического строя речи.
В практике работы с дошкольниками много внимания уделяется такому
вопросу: как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить
максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при
этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и
эмоциональности. Решению этой проблемы может способствовать следующее:
1. Чередование прямых обучающих приемов (таких, как
пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например,
воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно
произносить звук (по подражанию); отрабатывает произношение звука,
используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?».
2. Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей, как словесных,
так и двигательных. Это разнообразит занятие, помогает вовлечь в работу
всех детей, значительно повышает речевую активность каждого.
3. Использование на занятии разнообразных демонстрационных материалов
(игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их
появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание.
4. Использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу,
подвигаться (заглянуть под стулья, отыскивая «спрятавшуюся» собачку;
показать, как вытягивает шею важный гусь и т. п.). Игровой характер
большинства таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую
ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение
утомления; учит детей игровым действиям.
Однако данный прием окажется эффективным лишь в том случае, если
взрослый сам будет действовать увлеченно и весело, заражая своим
настроением детей.
5. Специально организованное общение воспитателя с детьми
непосредственно после занятия. По приглашению педагога дети
рассматривают игрушки, которые были использованы на занятии,
разговаривают с педагогом. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы
воспитателя именно в это время. Такие моменты позволяют в течение
трех-четырех минут закрепить программный материал с отдельными детьми
или группами из пяти-шести человек.
Успех занятия во многом определяется тем, как рассажены дети: они должны
хорошо видеть воспитателя и демонстрируемый материал. На одних занятиях
детям удобнее сидеть за столами, стоящими отдельно друг от друга; на
других малышей целесообразнее рассадить полукругом; на третьих младшим
дошкольникам удобнее заниматься за столами, сдвинутыми «ленточно» и т.
п.
Детей следует усаживать так, чтобы они не задевали друг друга (особенно
при имитации действий, движений). Желательно, чтобы рядом с
легковозбудимыми малышами сидели уравновешенные, некапризные сверстники.
Не стоит предлагать трехлетнему ребенку вставать при ответе на вопрос:
это трудно для малыша и связано со значительными затратами времени