Стартер служит для пуска двигателя. Его устройство во многом сходно с
устройством генератора. В отличие от генератора у стартера обмотки
возбуждения соединены с обмоткой якоря не параллельно, а
последовательно. Принцип действия стартера основан на обратимости
электрических машин, т. е. на свойстве генератора при подведении к его
щеткам тока от аккумуляторной батареи превращаться в электродвигатель.
Так как стартер потребляет очень большой ток, то обмотку возбуждения и
обмотку якоря стартера выполняют из толстого медного провода сечением
10—15 мм2.
Основными частями стартера являются сериесный электродвигатель
постоянного тока и приводной механизм. Сериесным называется двигатель
постоянного тока с последовательно соединенной обмоткой возбуждения.
Приводной механизм служит для соединения и разъединения вала стартера с
коленчатым валом двигателя во время пуска последнего. Это соединение
происходит принудительным введением шестерни стартера в зацепление с
зубчатым венцом махо-вика двигателя. Вывод шестерни стартера из
зацепления с зубчатым венцом происходит автоматически.
Управление стартером может быть непосредственное или дистанционное. В
первом случае водитель включает стартер непосредственно усилием ноги, а
во втором — посредством тягового реле, которым он управляет кнопкой,
расположенной на некотором расстоянии от стартера.
На двигателях ЗИЛ-130 и ЯМЭ-236 установлены стартеры с дистанционным
управлением (рис. 48).
Когда ключ в замке зажигания повернут до отказа вправо, электрический
ток идет по следующей цепи: отрицательная клемма аккумуляторной батареи
— масса — отрицательная щетка генератора — якорь генератора — зажим Я
генератора — зажим Я реле-регулятора — клемма К\ реле включения —
обмотка реле включения — клемма /С2 — выключатель зажигания В3 — зажим
Дх тягового реле — положительная клемма аккумуляторной батареи.
Проходя по обмотке реле включения, ток намагничивает сердечник, и
контакты 9 замыкаются, после чего ток идет в двух направлениях. Первое;
отрицательная клемма аккумулятора — масса — конец удерживающей обмотки 4
тягового реле — зажим Е2. К этой же клемме присоединен один конец
втягивающей обмотки, а другой конец ее присоединен к клемме Ех.
Второе направление: отрицательная клемма аккумуляторной батареи — масса
— отрицательная щетка стартера — обмотка возбуждения стартера — клемма
Д2 — клемма Е1 — втягивающая обмотка 3 — клемма Е2. С клеммы Е2 ток
суммарной силы проходит следующим путем: клемма С реле включения —
контакты 9 — якорь 12 — ярмо 13 — зажим Б — клемма Д1- положительная
клемма аккумуляторной батареи. Когда ток проходит по обмоткам 3 и 4,
якорь 7 втягивается внутрь магнитопровода 5 и нижним концом рычага
вводит шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. Вместе с якорем
7 влево передвинется контактное кольцо 1. Соединив контакты Д1 и Д2,
кольцо замыкает цепь между стартером и аккумуляторной батареей. Тогда
ток пойдет наиболее коротким путем: отрицательная клемма батареи— масса
— отрицательные щетки стартера — якорь — обмотки возбуждения — клемма Д2
и через контактное кольцо 1 и клемму Д1 возвратится на положительную
клемму аккумуляторной батареи.
Когда двигатель заработает, ключ в замке зажигания повернется влево.
Цепь тока, протекающего через обмотку реле включения, прервется,
контакты 9 реле разомкнутся, и ток, проходивший по удерживающей обмотке
4, прервется. Втягивание якоря 7 прекратится, и пружина 8 отожмет
верхнюю часть рычага включения механизма привода вправо и выведет
шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Рис. 48. Схема устройства стартера СТ-130,
устанавливаемого на двигателе ЗИЛ-130
Рис. 49. Стартер СТ-103 двигателя ЯМЗ-236
На двигателе ЯМЗ-236 устанавливают стартер СТ-103,
имеющий аналогичное устройство со стартером СТ-130. Однако он отличается
от стартеров карбюраторных двигателей конструкцией привода и
увеличенными размерами деталей. Это обусловлено тем, что для пуска
дизельных двигателей требуется большая мощность по сравнению с
карбюраторными двигателями (мощность стартера СТ-130—1,5, СТ-103—7 л.
с.).
Обмотка возбуждения стартера СТ-103 разделена на две параллельные ветви,
провода обмоток имеют увеличенное сечение. В каждом щеткодержателе
установлено по две щетки, соответственно удлинен коллектор.
Привод стартера состоит из тягового реле 4 (рис. 49) и сцепляющего
механизма. Сцепляющий механизм смонтирован на валу 21 якоря стартера.
Основными деталями этого механизма являются: шестерня 13 и ведущая гайка
16, установленные на винтообразных шлицах 15 вала 21, стакан 11 со
ступицей, буферная пружина 10 и пружина 12 шестерни.
Привод стартера действует следующим образом. При нажатии на кнопку
включения стартера замыкаются контакты реле включения и ток, проходя
через втягивающую 3 и удерживающую 5 обмотки тягового реле,
намагничивает сердечник. Якорь 6 реле притянется к сердечнику и через
серьгу 7 переместит рычаг 9 включения, который передвинет вдоль вала 21
стакан 11 сцепляющего механизма.
Ступица стакана через ведущую гайку 16 и пружину 12 введет шестерню 13
стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика. Когда шестерня
коснется упорного кольца 14, контактное кольцо 2 замкнет контакты 1
тягового реле и включит стартер.
Как только якорь стартера начнет вращаться, вместе с ним начнет
вращаться стакан 11. При этом неподвижный шип 19 рычага включения,
входящий в винтовой паз 18 вращающегося стакана, заставит стакан
вернуться в исходное положение. После пуска двигателя скорость вращения
шестерни 13 превысит скорость вращения якоря стартера и шестерня 13,
перемещаясь по винтообразным шлицам вала якоря, выйдет из зацепления с
венцом маховика. Удар при возврате шестерни смягчается буферной пружиной
10. В выключенном положении шестерня 13 фиксируется на валу ведущей
гайкой 16, которая удерживается выступами 20 на шлицах вала.
После выключения стартера возвратная пружина 8 перемещает рычаг
включения и якорь 6 тягового реле в исходное положение.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение и устройство стартера?
2. Как устроен приводной механизм стартера?
3. В чем разница между стартерами СТ-130 и СТ-103?