СТАРТЕР ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 24.

СТАРТЕР ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ



Стартер служит для пуска двигателя. Его устройство во многом сходно с устройством генератора. В отличие от генератора у стартера обмотки возбуждения соединены с обмоткой якоря не параллельно, а последовательно. Принцип действия стартера основан на обратимости электрических машин, т. е. на свойстве генератора при подведении к его щеткам тока от аккумуляторной батареи превращаться в электродвигатель. Так как стартер потребляет очень большой ток, то обмотку возбуждения и обмотку якоря стартера выполняют из толстого медного провода сечением 10—15 мм2.

Основными частями стартера являются сериесный электродвигатель постоянного тока и приводной механизм. Сериесным называется двигатель постоянного тока с последовательно соединенной обмоткой возбуждения.

Приводной механизм служит для соединения и разъединения вала стартера с коленчатым валом двигателя во время пуска последнего. Это соединение происходит принудительным введением шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом махо-вика двигателя. Вывод шестерни стартера из зацепления с зубчатым венцом происходит автоматически.

Управление стартером может быть непосредственное или дистанционное. В первом случае водитель включает стартер непосредственно усилием ноги, а во втором — посредством тягового реле, которым он управляет кнопкой, расположенной на некотором расстоянии от стартера.

На двигателях ЗИЛ-130 и ЯМЭ-236 установлены стартеры с дистанционным управлением (рис. 48).

Когда ключ в замке зажигания повернут до отказа вправо, электрический ток идет по следующей цепи: отрицательная клемма аккумуляторной батареи — масса — отрицательная щетка генератора — якорь генератора — зажим Я генератора — зажим Я реле-регулятора — клемма К\ реле включения — обмотка реле включения — клемма /С2 — выключатель зажигания В3 — зажим Дх тягового реле — положительная клемма аккумуляторной батареи.

Проходя по обмотке реле включения, ток намагничивает сердечник, и контакты 9 замыкаются, после чего ток идет в двух направлениях. Первое; отрицательная клемма аккумулятора — масса — конец удерживающей обмотки 4 тягового реле — зажим Е2. К этой же клемме присоединен один конец втягивающей обмотки, а другой конец ее присоединен к клемме Ех.

Второе направление: отрицательная клемма аккумуляторной батареи — масса — отрицательная щетка стартера — обмотка возбуждения стартера — клемма Д2 — клемма Е1 — втягивающая обмотка 3 — клемма Е2. С клеммы Е2 ток суммарной силы проходит следующим путем: клемма С реле включения — контакты 9 — якорь 12 — ярмо 13 — зажим Б — клемма Д1- положительная клемма аккумуляторной батареи. Когда ток проходит по обмоткам 3 и 4, якорь 7 втягивается внутрь магнитопровода 5 и нижним концом рычага вводит шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. Вместе с якорем 7 влево передвинется контактное кольцо 1. Соединив контакты Д1 и Д2, кольцо замыкает цепь между стартером и аккумуляторной батареей. Тогда ток пойдет наиболее коротким путем: отрицательная клемма батареи— масса — отрицательные щетки стартера — якорь — обмотки возбуждения — клемма Д2 и через контактное кольцо 1 и клемму Д1 возвратится на положительную клемму аккумуляторной батареи.

Когда двигатель заработает, ключ в замке зажигания повернется влево. Цепь тока, протекающего через обмотку реле включения, прервется, контакты 9 реле разомкнутся, и ток, проходивший по удерживающей обмотке 4, прервется. Втягивание якоря 7 прекратится, и пружина 8 отожмет верхнюю часть рычага включения механизма привода вправо и выведет шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
 

 

 

Рис. 48. Схема устройства стартера СТ-130, устанавливаемого на двигателе ЗИЛ-130

 

 

 

 

 

Рис. 49. Стартер СТ-103 двигателя ЯМЗ-236

 

 

 

 

На двигателе ЯМЗ-236 устанавливают стартер СТ-103, имеющий аналогичное устройство со стартером СТ-130. Однако он отличается от стартеров карбюраторных двигателей конструкцией привода и увеличенными размерами деталей. Это обусловлено тем, что для пуска дизельных двигателей требуется большая мощность по сравнению с карбюраторными двигателями (мощность стартера СТ-130—1,5, СТ-103—7 л. с.).

Обмотка возбуждения стартера СТ-103 разделена на две параллельные ветви, провода обмоток имеют увеличенное сечение. В каждом щеткодержателе установлено по две щетки, соответственно удлинен коллектор.

Привод стартера состоит из тягового реле 4 (рис. 49) и сцепляющего механизма. Сцепляющий механизм смонтирован на валу 21 якоря стартера. Основными деталями этого механизма являются: шестерня 13 и ведущая гайка 16, установленные на винтообразных шлицах 15 вала 21, стакан 11 со ступицей, буферная пружина 10 и пружина 12 шестерни.

Привод стартера действует следующим образом. При нажатии на кнопку включения стартера замыкаются контакты реле включения и ток, проходя через втягивающую 3 и удерживающую 5 обмотки тягового реле, намагничивает сердечник. Якорь 6 реле притянется к сердечнику и через серьгу 7 переместит рычаг 9 включения, который передвинет вдоль вала 21 стакан 11 сцепляющего механизма.

Ступица стакана через ведущую гайку 16 и пружину 12 введет шестерню 13 стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика. Когда шестерня коснется упорного кольца 14, контактное кольцо 2 замкнет контакты 1 тягового реле и включит стартер.

Как только якорь стартера начнет вращаться, вместе с ним начнет вращаться стакан 11. При этом неподвижный шип 19 рычага включения, входящий в винтовой паз 18 вращающегося стакана, заставит стакан вернуться в исходное положение. После пуска двигателя скорость вращения шестерни 13 превысит скорость вращения якоря стартера и шестерня 13, перемещаясь по винтообразным шлицам вала якоря, выйдет из зацепления с венцом маховика. Удар при возврате шестерни смягчается буферной пружиной 10. В выключенном положении шестерня 13 фиксируется на валу ведущей гайкой 16, которая удерживается выступами 20 на шлицах вала.

После выключения стартера возвратная пружина 8 перемещает рычаг включения и якорь 6 тягового реле в исходное положение.

Контрольные вопросы


1. Каково назначение и устройство стартера?

2. Как устроен приводной механизм стартера?

3. В чем разница между стартерами СТ-130 и СТ-103?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..