Регулировка подшипников вала ведущей конической
шестерни автомобиля ЗИЛ-131
В связи с тем, что регулировка главной
передачи всех трех мостов одинакова, описание регулировки приведено
только для переднего моста, имеющего некоторое отличие от среднего и
заднего мостов. Порядок разборки и регулировки должен быть следующий.
Отвернуть гайки крепления карданного вала к фланцу 2 (см. рис. 41, а)
редуктора, вынуть болты и отъединить вал от фланца. До разборки агрегата
следует проверить необходимость регулировки подшипников по способу,
показанному на рис. 36 для автомобиля ЗИЛ-130.
Убедившись в необходимости регулировки подшипников, надо разобрать узел.
Для чего следует отвернуть болты 36 (см. рис. 41, а) крепления стакана 5
и вынуть его в сборе с валом ведущей шестерни 8, с подшипниками 6 вала и
подшипником 11 хвостовика; причем, если стакан не вынимается вручную, то
надо применить съемные болты. Для этого необходимо расшплинтовать и
отвернуть гайку 1, снять фланц 2 и крышку 4 с сальником 3, затем
ввернуть два болта 36 в резьбовые отверстия, рас-положенные на двух
противоположных торцовых сторонах стакана 5 и, поворачивая ключом
направо поочередно эти болты, вынуть стакан из гнезда картера редуктора.
В тол! случае, когда не удалось определить необходимость регулировки
подшипников до разборки агрегата, следует попытаться способом подтяжки
гайки фланца, изложенным для автомобиля ЗИЛ-130, определить эту
необходимость.
Выявив необходимость регулировки подшипников вала ведущей шестерни, надо
подобрать регулировочные шайбы 35, устанавливаемые в количестве двух
штук между торцами внутренних колец подшипников.
Набор регулировочных шайб, выпускаемых заводом, состоит из восьми штук
толщиной 7,23 — 7,25; 7,28 — 7,30; 7,38 — 7,40;
7,48 — 7,50; 7,58 — 7,60 ; 7,68 — 7,70; 7,78 — 7,80 и 7,83 — 7,85 мм.
Для регулировки подшипников вала ведущей шестерни необходимо разобрать
узел стакана, для чего надо отвернуть гайку 1 фланца 2, снять фланец,
крышку 4 и опорную шайбу 37. Затем легким ударом шлицевого конца о
деревянную подкладку или на прессе распрессовать узел ведущей шестерни 8
с подшипниками 6; подобрать две регулировочные шайбы 35, снова собрать
узел стакана и проверить предварительный натяг подшипников при затянутой
гайке 1 крепления фланца. Крутящий момент гайки должен быть 20—25 кГм.
Для проверки предварительного натяга подшипников надо стакан в сборе
закрепить в тиски и проверить по способу, указанному для узла ведущей
шестерни главной передачи автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 38). Крутящий
момент, необходимый для проворачивания в подшипниках вала ведущей
шестерни, замеряют после нескольких непрерывных поворотов, вращая вал за
фланец рукой, и примерно после пятого оборота замеряют динамометром
крутящий момент, который должен быть 0,08—0,16 кГм, чго будет
соответствовать усилию 2,16—4,32 кГ, приложенному к ступице фланца (при
этом подшипники должны быть смазаны).
Если при замере крутящий момент не соответствует указанному моменту,
необходимо разобрать стакан и заменить регулировочные шайбы, затем снова
собрать и повторить проверку предварительного натяга подшипников.
При проверке крутящего момента вала ведущей шестерни переднего, среднего
и заднего мостов крышка 4 (см. рис. 41, а) подшипников должна быть
сдвинута так, чтобы центрирующий выступ крышки вышел из гнезда стакана 5
подшипников и чтобы сальник 3 не оказывал сопротивления вращению вала
шестерни.
После окончательной регулировки подшипников гайка крепления фланца
ведущей шестерни должна быть затянута с моментом затяжки, равным 20—25
кГм, и зашплинтована. При за-тяжке гайки необходимо проворачивать
ведущую шестерню, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение
между коническими поверхностями колец подшипников.