Насос гидроусилителя руля лопастного типа (фиг. 55)
двойного действия, т. е. имеет по две полости нагнетания и всасывания.
Ротор 8 имеет пазы, в которых перемещаются лопасти 12 Ротор установлен
на валу на шлицах, что обеспечивает возможность взаимного осевого
перемещения ротора и вала.
Лопасти насоса должны перемещаться в пазах ротора без заеданий. При
вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности
статора под действием центробежной силы и давления масла под ними.
В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а
затем при повороте ротора вытесняется в полости нагнетания.
Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно
притерты. Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин и
заусенцев недопустимо.
На насосе установлен бачок 17 для рабочей жидкости, закрывающийся
крышкой, которая притягивается при помощи барашка и шпильки. Под
гайкой-барашком находится шайба 23 и резиновое кольцо 22, которое вместе
с резиновой прокладкой 20 уплотняет внутреннюю полость бачка. В крышку
ввернут предохранительный клапан 21 для ограничения давления. Для
очистки масла, заливаемого в насос, в бачке установлен фильтр
Все масло, возвращающееся из гидравлической системы
в насос, проходит через сетчатый фильтр 9. Кроме того, на период обкатки
на фильтр 9 устанавливается и крепится посредством пружин батистовый
фильтр. По окончании обкатки батистовый
фильтр вместе с пружинами должен быть снят. На
случай засорения фильтра имеется клапан 10. Засорение фильтра приводит к
вспениванию жидкости и вследствие этого к неправильной и шумной работе
насоса.
Для предотвращения шума и повышенного износа при большой скорости
вращения служит коллектор 16, внутренний канал которого соединяется с
полостью бачка.
В крышке насоса расположены два клапана.
Перепускной клапан 14 ограничивает количество масла, подаваемого к
гидроусилителю, при повышении скорости вращения коленчатого вала
двигателя.
Перепускной клапан работает следующим образом. Гнездо клапана соединено
одним отверстием с полостью нагнетания насоса, а другим—с линией
нагнетания системы гидроусилителя, которая в свою очередь соединена с
полостью нагнетания насоса калиброванным каналом 11. С увеличением
подачи масла в систему гидроусилителя разность давления в полостях
повышается, а на торцах перепускного клапана возрастает.
При определенной разности давлений пружина сжимается, и клапан,
перемещаясь вправо, сообщает полость нагнетания с бачком. Таким образом,
дальнейшее увеличение подачи жидкости в систему почти прекращается.
Предохранительный клапан 13, помещенный внутри перепускного,
ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65—70
кг/см2.
Перед заливкой бачок следует полностью опорожнить и промыть свежим
маслом, снять и промыть сетки фильтров насоса растворителем 646.