(фиг. 63) является комбинированным краном
поршневого типа, в котором органы управления тормозами автомобиля-тягача
и идущих за ним прицепов объединены в одном агрегате. Кран служит для
распределения сжатого воздуха и подачи его в пневмоусилитель и тормозные
камеры прицепа. Верхний цилиндр крана предназначен для управления
тормозами прицепа, нижний — для управления тормозами тягача. Кран
установлен на левом лонжероне рамы под кабиной.
На нижней камере тормозного крана установлено режимное кольце 23. При
движении с порожними прицепами режимное кольцо должно быть установлено в
положение «П»; в этом случае опережение действия тормозов прицепа по
отношению к тягачу будет наименьшим.
При работе с тяжелогружеными прицепами и большом весе
автопоезда режимное кольцо должно быть переставлено в положение «Р».
Положение «Н» соответствует нормальной регулировке крана и обеспечивает
достаточно хорошую работу тормозов в нормальных условиях.
При отпущенной тормозной педали уравновешивающая пружина 9 отодвигает
поршень 13 верхнего цилиндра в крайнее правое положение, а шток 15
поршня отжимает клапан 16 от наружного седла. При этом сжатый воздух от
воздушных баллонов через боковое отверстие в полости клапанов (со
стороны пру-жин 17) проходит в правую полость цилиндра и оттуда в маги*
страль прицепа.
Стрелка А — от воздушного баллона. Стрелки Б и В
—к пневмоусилителю
При давлении 4,8—5,3 кг/см2 сжатый воздух, действуя
на поршень, сжимает уравновешивающую пружину. Клапан садится на наружное
седло, и дальнейшее поступление воздуха в тормозную магистраль прицепа
прекращается.
Тяга 26 нижнего цилиндра отжимается пружиной 25 от поршня 20 до упора в
кольцо, и возвратная коническая пружина 14 отодвигает поршень нижнего
цилиндра в крайнее левое положение. При этом нижний клапан прижат к
своему наружному седлу, в результате чего тормозная магистраль тягача
через пустотелый шток поршня нижнего цилиндра соединяется с атмосферой.
При нажатии на педаль тяга 1 перемещается влево и дополнительно сжимает
уравновешивающую пружину. При этом верхний поршень под действием сжатого
воздуха перемещается влево, шток отходит от клапана, и сжатый воздух из
магистрали прицепа начинает выходить через пустотелый шток поршня в
атмосферу.
Снижение давления в магистрали прицепа вызывает его затормаживание.
Одновременно нижний конец рычага 2 крана, преодолевая сопротивление
пружины 25, перемещает тягу 26 вправо. Тяга давит на шток и перемещает
его также вправо. При этом шток упирается в нижний клапан 16, прекращая
сообщение тормозной магистрали автомобиля с атмосферой. При дальнейшем
перемещении штока клапан отходит от наружного седла, и воздух из баллона
поступит в пневмоусилители.
При торможении автомобиля ручным тормозом рычаг 3 крана сжимает
уравновешивающую пружину. Это ослабляет противодействие пружины
перемещению поршня верхнего цилиндра, и он перемещается влево. Клапан 16
открывается, и воздух выходит из тормозной магистрали прицепа, прицеп
затормаживается. В тормозную магистраль тягача сжатый воздух в этом
случае не поступает.
Давление в магистрали прицепа регулируют гайкой 4 предварительно
отвернув стопорный болт 7. Давление должно быть 4,8—5,3 кг/см2 при
давлении в воздушных баллонах автомобиля
6—7 кг/см2.
При полном ходе тормозной педали (до упора в регулировочный болт)
максимальное давление воздуха в пневмосистеме после тормозного крана
должно быть 3,5—4 кг/см2, при давлении • воздуха в тормозном (первом)
баллоне 5,6—7,4 кг/см2.
Давление воздуха в пневмосистеме после тормозного крана определяют по
верхней шкале манометра, а в тормозном переднем баллоне по нижней шкале.
В случае необходимости следует отрегулировать давление в
указанных пределах, вращая регулировочный болт упора педали. После
регулировки контргайку регулировочного болта надежно затянуть.
Таблица 9 Проверка герметичности тормозного
кpaна
Педаль отпущена, утечка прекращается после
поворота рычага
Выпускной клапан цилиндра прицепа негерметичен
Вывернуть корпус пружины клапана и прочистить двойной клапан
и его седла
Педаль отпущена, утечка не прекращается после
поворота рычага ручного тормоза
Манжета поршня цилиндра прицепа неплотно прилегает к корпусу
тормозного крана Выпускной клапан цилиндра тягача негерметичен
Снять переднюю крышку цилиндра; вынуть - поршень, очистить
манжету и цилиндр Вывернуть корпус пружины клапана и прочистить
двойной клапан к его седла
Педаль нажата, воздух выходит из выпускного
отверстия (из магистрали прицепа воздух выпущен)
Выпускной клапан цилиндра тягача негерметичен
Прочистить клапан и его седла
Педаль нажата, воздух продолжает выходить из
выпускного отверстия
Манжета цилиндра тягача пропускает воздух
Снять переднюю крышку цилиндра; вынуть поршень, очистить
манжету и цилиндр