Устройство ножного тормоза лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

Устройство ножного тормоза лесовоза МАЗ-501

 

 

Ножной тормоз является основным, рабочим, и действует непосредственно на четыре колеса автомобиля.

Педаль ножного тормоза через тягу воздействует на тормозной кран пневматического привода. Тормозной кран пропускает воздух, давление которого пропорционально нажатию на педаль, в рабочие органы — тормозные камеры и цилиндры, а уже сжатый воздух, поступающий в камеры и цилиндры, создает необходимые усилия на рычагах разжимных кулаков колодок колесных тормозов, вызывая торможение колес.

Тормоза колес барабанного типа с двумя внутренними разжимными колодками. Устройство тормоза переднего колеса показано на фиг. 95. К внутреннему фланцу ступицы переднего колеса прикреплен на заточке болтами тормозной барабан, отлитый из специального серого чугуна. Держатель колодок тормоза имеет отлитые ушки с обработанными гнездами под штыри шкворневых подшипников и внутренний фланец для крепления цапфы подшипников ступицы и вместе с картером колесной передачи и роликовыми коническими подшипниками образует шкворневое устройство поворотной цапфы колеса.
 

Держатель колодок тормоза стальной, литой, имеет ушки для установки двух пальцев. крепления колодок и втулку для установки валика разжимного кулака колодок. Пальцы колодок стальные, цементованные, от осевых перемещений и повертывания запираются в ушках держателя колодок тормоза замочной пластиной, привернутой к держателю болтом.

Колодки тормоза чугунные, таврового сечения. На одном конце колодки имеется бобышка с отверстием под палец. В это отверстие по концам его запрессованы втулки из листовой бронзы. К другому концу колодки на винтах прикреплена стальная цементованная пластина, которой колодка опирается на головку разжимного кулака тормоза.

Колодка надета одним концом на палец, укрепленный в ушках держателя колодок тормоза, и качается на пальце. Обе колодки стянуты между собой пружиной, вследствие чего они всегда прижаты концами со стальными пластинами к головке разжимного кулака.

Для раздвигания колодок головка разжимного кулака выполнена по спирали. Поверхность головки и шейки под втулки на валике разжимного кулака цементованы или закалены токами высокой частоты.

В отверстие втулки держателя колодок под валик разжимного кулака впрессованы две втулки из листовой бронзы. Когда разжимной кулак повертывается, спиральная поверхность его головки раздвигает концы колодок и прижимает колодки к тормозному барабану.

Для увеличения трения к рабочим поверхностям колодок привернуты болтами с потайной головкой накладки из специальной пластмассы на асбестовой основе. На каждую колодку привернуты две накладки толщиной 18 и шириной 90 мм.

Размеры головки разжимного кулака таковы, что обеспечила

вают торможение автомобиля даже при износе тормозной накладки до 14 мм.

На конце валика разжимного кулака на мелких остроугольных шлицах посажен рычаг, конец которого соединен со штоком тормозного цилиндра, установленного на держателе колодок тормоза. При регулировке зазора между накладками колодок и рабочей поверхностью тормозного барабана рычаг снимают с конца оси и переставляют на шлицах в другое, нужное положение.

Устройство тормоза заднего колеса (фиг. 96) в основном одинаково с устройством тормоза переднего колеса и отличается только следующим: тормозные колодки более сложного сечения имеют ширину накладок 140 мм, а стяжных пружин у колодок вместо одной — две.

Держатель колодок тормоза напрессован на кожух балки заднего моста и приклепан к фланцу картера балки. На держателе имеются два съемных щитка для защиты тормоза от попадания грязи. Валик разжимного кулака удлинен и имеет две опоры — во втулке держателя колодок и в специальном кронштейне балки моста. На кронштейне установлена тормозная камера, шток которой соединен с регулируемым рычагом на конце валика' разжимного кулака.

-Регулируемый рычаг разжимного кулака тормоза заднего колеса (фиг. 101) имеет червяк и червячное колесо, которые помещены внутри корпуса рычага. Колесо на шлицах посажено на валик разжимного кулака, а ось червяка установлена в корпусе рычага. Выступающий из корпуса рычага конец оси имеет квадратную форму.

Вращая ключом червяк за квадратную головку оси, можно повертывать валик разжимного кулака в корпусе рычага и тем самым регулировать величину расхождения тормозных колодок. Для отсчета оборотов ось червяка имеет фиксатор, состоящий из шарика и пружины, помещенных в отверстии корпуса рычага. При вращении оси червяка ощущаются щелчки фиксатора. Корпус рычага удерживается над червячным колесом щеками из листовой стали, приклепанными к нему заклепками.

 

 

 

 

 

Фиг. 101. Рычаг тормоза заднего колеса:
1 — корпус рычага; 2 — щека корпуса; 3 — червяк; 4 — червячная шестерня; 5 — пробка; 6 — фиксатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..