Устройство ручного тормоза лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

 

Устройство ручного тормоза лесовоза МАЗ-501

 


Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянке; торможение им при движении автомобиля допускается только в исключительных случаях, например, при отказе в работе ножных тормозов, так как при пользовании ручным тормозом сильно нагружаются детали силовой передачи автомобиля.

 

Пользование ручным тормозом вместо ножного, особенно при резком торможении, может привести к поломкам деталей силовой передачи. Кроме того, выходят из строя детали самого тормоза и прежде всего фрикционная лента.

Не рекомендуется также пользоваться ручным тормозом при движении на скользкой дороге, так как это может привести к заносу автомобиля.

 

Устройство ручного тормоза показано на фиг. 100. Тормоз установлен на выходном валу раздаточной коробки с помощью специального кронштейна. Реактивный момент через кронштейн, картер и подвеску раздаточной коробки передается на раму автомобиля.

Барабан тормоза смонтирован между двумя фланцами—раздаточной коробки и шарнира карданного вала привода заднего моста и прикреплен к этим фланцам общими болтами. Правильное положение барабана- обеспечивается центрирующими буртами фланцев.

Тормозная стальная лента выполнена из высокоуглеродистой марганцовистой стали 65Г и закалена.

К внутренней поверхности этой ленты приклепана фрикционная накладка из ткани с асбестовой нитью и латунной проволокой. К средней части ленты приклепана проушина, отштампованная из листового металла, а к каждому концу ленты приклепаны литые стяжные кронштейны. Проушина вместе с лентой укреплена на кронштейне, привернутом к раздаточной коробке.

В площадки стяжных кронштейнов упираются распорные пружины, стремящиеся удалить фрикционную ленту от поверхности барабана. Через отверстия площадок стяжных кронштейнов пропущен стержень привода. На нижней части стержня помещена жесткая регулировочная пружина, опирающаяся на внешнюю площадку стяжного кронштейна и затянутая гайкой и контргайкой. На этот же стержень надеты распорные пружины, которые размещены между стяжными кронштейнами и специальным отростком неподвижного кронштейна, закрепленного на раздаточной коробке; верхняя часть стержня оканчивается крючком, через который пропущена ось. -По обеим сторонам крючка на оси установлены штампованные профильные кулаки. Эти кулаки соединены с тягой управления ручным тормозом.

При перемещении рычага ручного тормоза поворачивается приводной кулак, который нажимает на верхнюю площадку стяжного кронштейна, вращаясь относительно оси стержня привода и приближая ленту к барабану. После соприкосновения кулака с площадкой кронштейна кулак вместе с осью поднимает приводной стержень, который тянет за собой нижний стяжной кронштейн. Таким образом, оба конца ленты стягиваются, прижимая ее к барабану.

Наличие жесткой пружины, размещенной на нижнем конце стержня, обеспечивает возможность фиксации тормоза в заторможенном положении даже после устранения зазора между лентой и барабаном.

Привод ручного тормоза осуществлен с помощью системы тяг и рычагов. Рычаг ручного тормоза, расположенный в кабине, установлен на валу, который расположен в литых кронштейнах, укрепленных на поперечине рамы автомобиля (фиг. 71).

При растормаживании автомобиля необходимо освободить защелку на рычаге ручного тормоза; чтобы вывести защелку из зацепления с зубчатым сектором, необходимо дополнительно потянуть рычаг назад и после этого отвести его вперед до отказа. При этом кулак возвращается в первоначальное положение, а распорные пружины, раздвигая концы ленты, отводят ленту от барабана.

 

 

Фиг. 100. Ручной тормоз:
1 — установочный болт; 2 — нажимной кулак; 3 — стяжка тормозной ленты;
4 — опора нажимного кулака; 5 — наконечник тормозной ленты; 6 — регулировочный болт нижней ветви тормозной ленты; 7 — тормозная лента; 8 — тормозной барабан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..