Главная передача переднего моста двойная,
разнесенная, состоит из центрального редуктора и двух колесных передач.
Центральный редуктор переднего моста автомобиля МАЗ-501 одинарный, с
одной парой конических шестерен, передает крутящий момент от двигателя
через дифференциал с коническими шестернями и полуоси разгруженного типа
на колесные передачи.
Далее от колесных передач, имеющих по одной паре цилиндрических
шестерен, через составные полуоси с карданными шарнирами равных угловых
скоростей крутящий момент передается на ведущие колеса.
Шарниры составных полуосей, установленные в центре шкворневых устройств
управляемых колес, обеспечивают передачу крутящего момента и
равномерного вращения колесам, независимо от их поворота относительно
продольной оси автомобиля.
Разделение главной передачи на два элемента — центральный редуктор и
колесные передачи — сделано для уменьшения, габаритов моста; при
одновременном смещении центрального редуктора в левую сторону от оси
автомобиля это позволило значительно понизить высоту автомобиля и центр
тяжести, а также увеличить дорожный просвет под передним мостом.
Центральный редуктор монтируется в отдельном составном картере, который,
в свою очередь, устанавливается в окне балки переднего моста таким
образом, что впереди балки располагаются полуоси, а сзади размещается
фланец шарнира карданного вала.
Картеры колесных передач прикреплены к концам средней части балки и
вместе с ней составляют балку моста.
Полуоси, соединяющие главную передачу с колесными, защищены трубчатыми
кожухами с резиновыми муфтами, закрепленными специальными зажимами.
Для предотвращения перекоса полуосей положение картера центрального
редуктора в балке моста определяется штифтами. Точно так же штифтами
фиксируется взаимное расположение картера колесной передачи по отношению
к средней части балки. Для правильного расположения полуосей необходимо,
чтобы картер редуктора своим торцом плотно прилегал к опорной
поверхности балки. По этой же причине необходимо периодически следить за
болтами крепления картера редуктора к балке, не допуская ослабления этих
болтов. Ослабевшие болты необходимо своевременно, подтянуть.