Устройство главной передачи заднего моста лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  .. 

 

 

 

Устройство главной передачи заднего моста лесовоза МАЗ-501

 

 

 

Главная передача двойная, передает крутящий момент от двигателя через дифференциал с коническими шестернями и полуоси

 

 

 

 

Фиг. 79. Главная передача и дифференциал заднего моста:
5 — дифференциал; 2 — ведомая цилиндрическая шестерня; 3 — ведущая цилиндрическая шестерня; 4, 8 — регулировочные прокладки; 5 — ведомая коническая шестерня;
6 — фланец карданного шарнира; 7 — регулировочное кольцо; 9 — ведущая коническая шестерня.

 

 

 


разгруженного типа на ведущие колеса заднего моста автомобиля. Устройство главной передачи и дифференциала показано на фиг. 79.
 

Шестерни, валы и подшипники главной передачи вместе с дифференциалом размещены в специальном картере пистолетного типа, отлитом из ковкого чугуна. Картер главной передачи установлен

на картере балки заднего моста и прикреплен к ней фланцем с помощью болтов и шпилек.

 

Шестерни главной передачи и дифференциала отштампованы из стали 18ХГТ, цементованы и термически обработаны. Большая цилиндрическая шестерня изготовлена из стали ЗОХГТ.

Конические шестерни главной передачи имеют спиральные зубья. Ведущая коническая шестерня изготовлена как одно целое с хвостовиком, конец которого имеет шлицы и соединен с карданной передачей при помощи фланца, посаженного на шлицы.

Хвостовик с конической шестерней установлен на двух подшипниках в отдельном корпусе из ковкого чугуна, закрепленном в переднем окне картера главной передачи. Подшипники роликовые, конические, воспринимают радиальные и осевые усилия; в корпусе они установлены в проточенных гнездах и затянуты через втулку фланца карданного шарнира гайкой на конце хвостовика. На хвостовике между ними расположена распорная втулка с регулировочным кольцом.

Подбирая толщину регулировочного кольца и шлифуя кольцо распорной втулки, подшипники устанавливают с предварительным натягом 0,03—0,05 мм.

С переднего торца корпус конической ведущей шестерни закрыт крышкой, в которой установлен двойной сальник, состоящий из пружинного самоподвижного сальника и фетрового сальника.

Цилиндрические шестерни главной передачи имеют прямые зубья.

Ведущая цилиндрическая шестерня выполнена как одно целое с валом. Зубчатый венец конической ведомой шестерни посажен на фланец вала ведущей цилиндрической шестерни. Венец конической шестерни соединен с фланцем вала с помощью мелких зубцов, сделанных на заточке фланца и внутри венца шестерни; кроме того, венец шестерни прикреплен к фланцу болтами.

Вал ведущей цилиндрической шестерни установлен на двух конических роликоподшипниках, имеющихся в боковых крышках картера главной передачи.

Подшипники установлены с предварительным натягом 0,03— 0,05 мм.

Для регулировки натяга подшипников и зацепления конических шестерен между фланцами боковых крышек и стенками картера имеются регулировочные прокладки.

Кроме того, для регулировки зацепления конических шестерен имеются прокладки между фланцем корпуса подшипников хвостовика конической ведущей шестерни и передним фланцем картера главной передачи.

Венец ведомой цилиндрической шестерни установлен на заплечиках между двумя фланцами чашек корпуса дифференциала, отлитых из ковкого чугуна. Фланцы чашек и венец шестерни, расположенной между ними, соединены заклепками.

Ступицы чашек корпуса дифференциала опираются на шарико-подшипники, установленные в гнездах проушин картера главной передачи. От осевых перемещений подшипники корпуса дифференциала и шестерен предохранены упорными кольцами, вставленными в канавки гнезд под подшипники.

Для монтажа ведомой цилиндрической шестерни в сборе с корпусом дифференциала гнезда подшипников имеют съемные крышки.

Дифференциал с коническими шестернями с прямыми зубьями имеет крестовину, четыре сателлитовых и две полуосевые шестерни. Крестовина дифференциала концами четырех цапф закрепле-лена в отверстиях на стыке чашек корпуса дифференциала.

Цапфы крестовины цементованы, термически обработаны и отшлифованы. На цапфы посажены сателлиты. Для подвода смазки к отверстиям в сателлитах на цапфах имеются продольные канавки.

Осевые усилия сателлитов воспринимает сферическая поверхность чашек корпуса дифференциала. Между торцами сателлитов и сферической поверхностью чашек проложены сферические шайбы из бронзы. Шайбы имеют усики, которые входят в проточку на сферической поверхности чашек, вследствие чего шайбы не могут вращаться относительно чугунной поверхности чашек и значительно уменьшается износ этих поверхностей. Полуосевые шестерни наружными поверхностями втулок опираются на внутреннюю поверхность расточек в чашках дифференциала, а торцами — в стенки чашек. Между торцом шестерни и стенкой чашки помещена опорная шайба из бронзы. Масло для смазки торцовой поверхности полуосевой шестерни подводится через каналы в венце шестерни к канавкам на шайбе.

Отверстия втулок полуосевых шестерен имеют шлицы для соединения с концами полуосей.

Полуоси изготовлены из хромоникельмолибденовой стали 40ХНМ или из стали 38ХГСА. Внутренний конец полуоси входит в отверстие втулки полуосевой шестерни, а наружный конец шлицами запрессован во фланец, который прикреплен к ступице колеса четырнадцатью шпильками. На фланце полуоси имеются два отверстия с резьбой Ml6x2. Для снятия полуоси с автомобиля необходимо отвернуть гайки шпилек крепления фланца и, завертывая два болта в резьбовые отверстия фланца полуоси, отжать от ступицы фланец полуоси; после этого полуось легко вынется из рукава.

Полуось проходит внутри рукава; в месте входа полуоси в рукав установлен пружинный самоподжимной сальник, который не пропускает смазку из картера главной передачи в ступицу колеса через отверстие в рукаве. При установке полуоси на место необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник.

Полуоси передают только крутящий момент, от других усилий они полностью разгружены.

Роликоподшипники конической и цилиндрической ведущих шестерен имеют большую нагрузку, а поэтому их необходимо систематически смазывать.
 

Для обеспечения смазки подшипников вверху, над их гнездами, в картере главной передачи отлиты масляные карманы. Карманы каналами соединены с внутренней полостью корпуса подшипников вала ведущей конической шестерни и с внутренней полостью боковых крышек подшипников вала цилиндрической ведущей шестерни.

Масло, находящееся в картере главной передачи, захватывается зубьями шестерен и забрасывается в масляные карманы, а оттуда самотеком поступает по каналам к подшипникам.

Масло для смазки зубьев и опорных поверхностей шестерен дифференциала поступает из картера через окна в корпусе дифференциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  ..