ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМА ПУСКА автобусов ЛАЗ

  Главная      Автомобили - ЛАЗ     Автобусы ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-697М, ЛАЗ-698 (Атоян К.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМА ПУСКА автобусов ЛАЗ



Обслуживание системы пуска заключается в периодической проверке болтов крепления, очистке и подтяжке клемм стартера, тягового и вспомогательного реле, осмотре коллектора, проверке прилегания щеток к коллектору и силы давления щеток на коллектор.

Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не должна иметь значительного подгорания. Необходимо иметь в виду, что гладкая блестящая пленка синего цвета на его поверхности образовывается при нормальной работе коллектора и щеток. Пленка уменьшает искрение щеток, поэтому снимать ее не следует.

Подгоревший коллектор имеет темный цвет и шершавую поверхность с большим количеством мелких раковин. Подгорание коллектора может быть нескольких видов. Равномерное подгорание всей поверхности коллектора, как правило, вызывается загрязнением коллектора или недостаточной силой давления щеток. Одностороннее подгорание половины поверхности коллектора или меньшей части вызывается зависанием щеток вследствие загрязнения их или щеткодержателей, перекоса щеток или их выкрашиванием, повреждением щеткодержателей. Может подгореть одна или несколько коллекторных пластин в связи с повреждением секции или выступанием коллекторных пластин.

Для регулировки натяжения пружин щеткодержателей необходимо закручивать или откручивать их плоскогубцами, при этом пружина должна нажимать на середину щетки. Щетка должна прилегать к коллектору не меньше чем на 2/з своего основания. Допускается снижение давления до 650 Г. Щетки необходимо менять при срабатывании больше чем на 20% или при уменьшении диаметра коллектора на 2 мм (вследствие протачивания). Зазор между плечом пружины и щеткодержателем должен быть не менее 1 мм. Углублять изоляцию между пластинами коллектора не следует.
 

 

Подшипники стартера пропитывают маслом, нагретым до температуры 100—120° С, окуная их вместе с хорошо очищенными крышками корпуса. После промывания бензином вал якоря и механизм привода необходимо просушить и смазать маслом, которое применяется в двигателе.

При разборке стартера необходимо осмотреть крышки со стороны привода и сам привод. Наличие значительного количества пыли, которая образуется вследствие срабатывания фрикционных накладок механизма сцепления, указывает на неисправность последнего. Стартер не следует устанавливать на двигатель до тех пор, пока не будут устранены неисправности механизма сцепления.

Необходимо проверить надежность крепления проводника минусовой щетки к корпусу и при необходимости подтянуть винты крепления. При отсутствии надежного контакта ток будет проходить по пружине щеткодержателя, пружина нагреется и утратит свою упругость. При проверке следует обратить внимание на железо якоря, которое не должно иметь забоин и поврежденных бандажей. Биение коллектора не должно превышать 0,05 мм. Биение наружной поверхности якоря (по железу) не должно превышать 0,15 мм. Срабатывание шеек вала якоря не должно быть больше 0,05 мм по внутреннему диаметру и до 0,02 мм — по наружному. Биение внутренней поверхности подшипника относительно посадочного диаметра крышки допускается не более 0,13 мм. Шестерня привода не должна иметь значительного срабатывания. Допускается срабатывание шестерни не более 2 мм с торца и не более 0,25 мм по толщине зуба.

Желтый налет на валу якоря в том месте, где вращается шестерня привода, следует обязательно удалить для предотвращения заедания шестерни после пуска двигателя и «разноса» якоря стартера.

Исправное состояние стартера, правильность его сборки и регулировки определяют проверкой: регулировки реле стартера; стартера на холостом ходу; стартера в режиме полного торможения.

Стартер должен быть отрегулирован так, чтобы момент сцепления шестерен был согласован с замыканием контактов реле. Регулировку следует проводить на стартере, снятом с автобуса.

Провод, который соединяет стартер и реле, отсоединяют от реле. К выводным болтам реле присоединяют лампу для контроля замыкания контактов.

Между шестерней привода и упорной втулкой устанавливают прокладку и включают реле стартера. При этом реле прижимает шестерню к прокладке. Для проверки необходимо иметь две прокладки— одну толщиной 16 мм, другую—11,7 мм. Если установлена прокладка толщиной 11,7 мм, контакты замкнутся и лампа загорится. При установке прокладки толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться. Если регулировка реле не соответствует этим данным, то необходимо дополнительно отрегулировать его с помощью винта, который есть в якоре реле. Если контакты замыкаются поздно (лампа не загорается при установке прокладки толщи-ной 11,7 ми), необходимо немного вывернуть винт из якоря реле. Если контакты замыкаются рано (лампа горит при установке прокладки толщиной 16 мм), следует глубже завернуть регулировочный винт. Для завертывания и вывертывания винта необходимо отсоединить пластину от тяги.

Для проверки стартера на холостом ходу необходимо иметь заряженную аккумуляторную батарею, вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 в, амперметр постоянного тока со шкалой до 1 ООО а и тахометр со шкалой до 10 000 об/мин. Схема включения стартера для проверки показана на рис. 30. Если нет специального стенда ГАРО, стартер зажимают в тисках и соединяют с аккумуляторной батареей проводом сечением 35—43 мм2.

Силу тока и число оборотов якоря при проверке стартера на холостом ходу замеряют через 30 сек после включения стартера. При тугом проворачивании якоря, которое вызывается неправильной сборкой (перекос, задевание якоря за полюсы), а также при замыкании обмотки якоря на корпус или межвитковом замыкании стартер потребляет ток большей силы и имеет меньшее число оборотов. Малая сила потребляемого тока и повышенное число оборотов при нормальном напряжении на клеммах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или о понижении натяжения пружин щеток.

Если при проверке стартера на холостом ходу будут обнаружены нарушения замыкания контактов реле, то их необходимо зачистить. При полностью втянутом якоре реле контактный диск не должен проворачиваться от руки.

Как правило, больше срабатывается контакт, соединенный с выводным болтом стартера. Поэтому в случае сильного срабатывания контакты меняют местами. При сильном срабатывании обоих контактов их поворачивают на 180°.


 

 

 

 

 

Рис. 30. Схема включения приборов для проверки стартера: 1—рычаг; 2— динамометр; 3 — стартер; 4 — реле стартера; 5 — вольтметр; 6 — амперметр; 7 — шунт амперметра; 8 — аккумуляторная батарея

 

 

 

 

 

При дальнейшем срабатывании контактов их необходимо снять, запилить и зачистить таким образом, чтобы высота обеих головок контактов была одинаковой. При уменьшении высоты контактов больше чем на 1—1,5 мм под головки контактов надо подложить металлические шайбы.

Для проверки стартера в режиме полного торможения на шестерне привода закрепляется рычаг, соединенный с динамометром (см. рис. 30). Тормозной момент стартера определяется формулой

M = PL,

где Р — показания динамометра, кг, L — длина рычага, м.

Для предотвращения перегрева стартера испытание должно быть кратковременным (4—5 сек). Если при заторможенной шестерне якорь вращается, то привод следует заменить.

Увеличенная сила потребляемого тока при сниженном тормозном моменте свидетельствует о неисправности обмоток якоря и возбуждения. Если снижается напряжение на клеммах стартера, то это свидетельствует о плохих контактах в проводах или неисправности аккумуляторной батареи. Уменьшение тормозного момента и силы потребляемого тока свидетельствует о плохих контактах в середине стартера или слабом натяжении пружин щеток.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..