Электромагнитные контакторы типа SG13 тепловозов
ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
(рис. 128) применены для замыкания и
размыкания силовой цепи пуска дизеля. На текстолитовой панели 16
укреплены тремя болтами М8 Г-образное стальное ярмо 19 и болтом М10
стальной цилиндрический сердечник 18 с надетой на него катушкой 17.
Головки крепежных болтов входят в расточки, сделанные с тыльной стороны
панели. Отверстие б и вырез в нижней части панели служат для прохода
двух болтов М8, которыми контактор закреплен на каркасе аппаратной
камеры.
Снизу к ярму прикреплен двумя болтами Мб угольник 21 вместе с
ограничительной скобой 20, которая дополнительно фиксируется двумя
штифтами, запрессованными в ярмо. На ограничительную скобу ножевой
кромкой опирается стальной якорь 4, к которому приварена стальная планка
25, проходящая через прорезь в ограничительной скобе 20. Над планкой
расположена ось 2, прикрепленная к якорю двумя скобами 32, под которые
поставлены стальные пластины. Во избежание проворота ось соединена
штифтом с одной из скоб. Каждая скоба прикреплена к якорю болтом Мб.
На ось 2 свободно надет держатель 6, к которому латунным болтом М8
прикреплен подвижный силовой контакт 9 вместе с медным шунтом 3. Другой
конец шунта соединен с медной контактной пластиной 1, используемой для
крепления силового кабеля. Пластина / вместе со стальной плоской
пружиной 7 закреплена двумя винтами Мб, приваренными к ограничительной
скобе 20. К верхнему концу пружины 7 приклепан латунный дугогасительный
рог 8. Подвижный контакт 9 снабжен притирающей пружиной 5,
обеспечивающей лучшее прижатие силовых контактов друг к другу. Затяжку
пружины регулируют болтом Мб, проходящим через отверстия в держателе и
якоре. Головка болта входит в расточку, сделанную с внутренней стороны
якоря. Один конец притирающей пружины входит в выточку держателя, а
другой — в тарельчатую шайбу 33, надетую на болт.
Неподвижный силовой контакт 10 вместе с медным дугогасительным рогом 11
присоединен латунным болтом М8 к кронштейну 15, изготовленному из меди и
укрепленному двумя винтами на панели 16. Верхний винт Мб ввернут
непосредственно в кронштейн, а нижний винт 13 (М10) укреплен гайкой и
используется также для крепления медной шины 14, соединяющей неподвижный
силовой контакт контактора с плюсовым (для КД1) или минусовым (для КД2)
ножом рубильника аккумуляторной батареи.
Оба силовых контакта изготовлены из меди и закрыты дугогасительной
камерой, для крепления которой к кронштейну 15 двумя болтами М5
привернут текстолитовый кубик 12. Камера собрана из двух асбоцементных
стенок 29, двух торцовых асбоцементных вкладышей 26, двух стальных
листов 30, двух алюминиевых кожухов 31 и шести соединительных болтов М5.
Задний вкладыш 26 выполнен меньшим по высоте, так как нижний
соединительный болт проходит через отверстие в текстолитовом кубике.
Между стенками 29 и листами 30 поставлены плоские постоянные магниты 28,
обеспечивающие гашение дуги, а в местах прохода соединительных болтов —
текстолитовые вкладыши 27. Дополнительное крепление дугогасительной
камеры обеспечивается с помощью плоской пружины 7 (концы заклепок,
соединяющих дугогасительный рог 8 с пружиной 7, входят в отверстия а,
сделанные на внутренней стороне переднего вкладыша 26).
Блокировочное устройство контактора состоит из неподвижных латунных
контактных пальцев 36, укрепленных вместе с притирающими
пружинами 40 на текстолитовых колодках 37, и
мостиковых контактов 39, укрепленных на текстолитовой колодке 35 (КД2)
или 38 (КД1). Колодки 37 прикреплены болтами М4 к ярму 19. Колодка 35
(38) прикреплена болтом, проходящим через отверстие в планке 25, к якорю
контактора. В результате
контактор КД1 имеет одну пару замыкающих и одну
пару размыкающих контактов, а у контактора КД2 обе пары блокировочных
контактов размыкающие.
Если по катушке контактора пропустить ток, то создаваемый ею маг-
нитный поток заставит якорь притянуться к сердечнику, вследствие чего
подвижный и неподвижный силовые контакты замкнутся. После включения
контактора КД1 ток потечет по шине 14, кронштейну 15, силовым контактам
10 и 9, шунту 3 и контактной пластине 1. У контактора КД2 ток будет
протекать через те же элементы, но в противоположном направлении, т. е.
от контактной пластины 1 к шине 14. При обесточивании катушки
отключающая пружина 24 вернет якорь в первоначальное положение,
разомкнув силовые контакты. Один коней пружины 24 крюком соединен с
планкой 25, а другой закреплен на гайке 23, в которую ввернут болт 22,
проходящий через отверстие в угольнике 21 и позволяющий регулировать
натяжение отключающей пружины. Во избежание прилипания якоря к
сердечнику вследствие остаточного магнетизма к якорю с внутренней
стороны нриклепаны латунные пластинки 34 толщиной 0,5 мм.