64. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ NKS150 ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

64. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ NKS150 ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э



На тепловозах установлена щелочная аккумуляторная батарея типа NKS150, служащая для пуска дизеля и питания всех вспомогательных цепей при неработающем дизеле. Батарея состоит из 75 последовательно соединенных никель-кадмиевых аккумуляторов. Емкость батареи при пятичасовом режиме разряда 150 А-ч, напряжение 90 В.

Аккумулятор (рис. 122, а) представляет собой стальной никелированный сосуд 2, в который помещены полублоки положительных 3 и отрицательных 13 электродов ламельного типа и залит электролит. Каждый электрод состоит из комплекта плоских коробочек (ламелей) 22, собранных в стальной рамке 21. Ламели изготовлены из жести и заполнены активной массой — веществом, участвующим в химических реакциях при заряде (т. е. процессе превращения электрической энергии в химическую) и разряде (обратном процессе) аккумулятора.

Для доступа электролита к активной массе ламели имеют большое количество мелких отверстий. При заряженном аккумуляторе активная масса положительных электродов — гидрат окиси никеля [Ni(ОН)3], а отрицательных — губчатый кадмий с примесью губчатого железа. Электролитом служит 20 %-ный раствор едкого кали (КОН ) в дистиллированной воде. Для увеличения срока службы электролита в него добавляют едкий литий.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 122. Аккумуляторная батарея типа NKS150; а — аккумулятор и его части; б -  ящик секций батареи и подвеска аккумулятора: в — схема соединения аккумуляторов; I — выступ; 2 — сосуд; 3, 13 — полублоки положительных и отрицательных электродов: 4 — бори; 5 крышка; 6 — горловина; 7 — колпачок; 8, 26 - пластины; 9,14, 16 - гайки; 10, 15 шайбы; 11- пластмассовое кольцо; 12 — резиновая втулка; 17 - шпилька; 18 — дистанционное кольцо; 19 перемычка; 20 боковой изолятор; 21 — рамка; 22 - ламель; 23 — сепаратор; 24 — скоба; 25 — торцовая стенка; 27 рым-болт; 28, 30 - боковая и нижняя доски; 29 — поперечная перегородка; 31 пластмассовая втулка

 

 

 

 

 

Плотность электролита должна быть летом 1,19—1,21 г/см, а зимой — 1,22—1,23 г/см3. Уровень электролита должен превышать верхнюю кромку электродов на 55 мм летом и на 30 мм зимой. Масса аккумулятора без электролита 9,7 кг, а с электролитом 12,9 кг. Номинальное напряжение заряженного аккумулятора 1,2 В.

Электроды одной полярности собирают в общий полублок посредством шпильки 17(М10), проходящей через отверстия в верхней части рамок и закрепленной двумя гайками 16. По-лублоки собраны соответственно из 17 положительных и 16 отрицательных электродов (пластин), т. е. каждый отрицательный электрод расположен между двумя положительными. Две крайние положительные пластины соприкасаются с корпусом, а все отрицательные пластины отделены от него пластмассовыми боковыми изоляторами 20. Для фиксации расстояния между электродами одного полублока на шпильку надевают стальные дистанционные кольца 18.

Разноименные электроды разделены сепараторами 23 в виде эбонитовых стержней (палочек), не допускающих короткого замыкания внутри аккумулятора.

Сверху к сосуду приварена стальная штампованная крышка 5, через отверстия в которой выведены токопроводящие штыри (борны) 4, надетые на шпильки 17. Для заливки электролита в крышке имеется горловина 6, закрытая стальным колпачком 7, снабженным пластинчатой пружиной. Борны уплотняют в крышке резиновыми втулками 12, на которые сверху надевают пластмассовые кольца 11 (красного цвета для полублока положительных пластин, белого или голубого цвета для полублока отрицательных). На кольца 11 кладут стальные шайбы 10, каждый полублок закрепляют на крышке в подвешенном положении гайками 9, навернутыми на борны.

Для увеличения механической прочности стенки сосуда сделаны гофрированными. К ним приварены
стальные цилиндрические выступы 1, используемые для подвески аккумулятора в деревянном ящике. Пять аккумуляторов, установленных в отдельном ящике, образуют секцию батареи. Ящик (рис. 122, б) собран из двух торцовых стенок 25, четырех боковых досок 28, поперечной перегородки 29 и двух нижних досок 30, усиленных прикрепленными к ним стальными скобами 24. На торцовых стенках укреплены винтами пластины 26 с приваренными к ним выступами. В резьбовые отверстия выступов ввернуты рым-болты 27, служащие для транспортировки секции.

Боковые доски 28 имеют по 10 глухих отверстий, в которые вставлены пластмассовые втулки 31. При сборке секции ящик устанавливают на специальном стенде в наклонном положении, снимают с одной стороны боковые доски и ставят каждый аккумулятор так, чтобы выступы сосуда вошли в пластмассовые втулки 31. После крепления снятых боковых досок и возвращения секции в вертикальное положение все аккумуляторы будут подвешены в ящике, не касаясь его дна.

Все 15 секций батареи установлены в задней части капота на двух сварных стеллажах, расположенных в разных уровнях. С правой стороны по ходу тепловоза расположены аккумуляторы с 1-го по 20-й (вверху) и с 21-го по 40-й (внизу), с левой стороны — с 41-го по 60-й (внизу) и с 61-го по 75-й (вверху). Аккумуляторы соединены между собой медными пластинами 8, покрытыми слоем свинца, а секции — гибкими многожильными перемычками 19. Все межэлементные и межсек-ционные соединения батареи закреплены на борнах гайками 14, под которые поставлены стальные шайбы 15.
’’Плюс” и ’’минус” батареи (рис.
122, в) соединены кабелями 21 и 23 с плюсовым и минусовым зажимами рубильника ОБА. От «плюса» 21-гоаккумулятора через провод Р1 напряжение 75 В подведено к цепям поездной радиостанции, от «плюса» 41-го аккумулятора через провод А58 — 50 В к цепям АЛСН, от «плюса» 61-го аккумулятора через провод 45 (см. также рис. 100), средний нож рубильника ОБА, провод 29, плавкий предохранитель П300 на 6 А, провод 309, замыкающие контакты КУ1 и провод 300 — 24 В к цепям пожарной сигнализации. На тепловозах ЧМЭЗ до № 923 к проводу 300 подключены также электротермометры и электроманометры, установленные на пульте управления.

На тепловозах первых выпусков применены щелочные батареи с железоникелевыми аккумуляторами, не отличающиеся по конструкции и своим техническим данным от описанных. В таких аккумуляторах активная масса отрицательного электрода состоит из губчатого железа; по концам пакета установлены отрицательные пластины, т. е. число положительных пластин на одну меньше, чем отрицательных.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..