Контроллер машиниста типа НН51 тепловозов ЧМЭ3,
ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
(рис. 123). Этот аппарат предназначен для
управления тепловозом. Основными частями контроллера являются главный и
реверсивный валы с собранными на них барабанами, подвижные и неподвижные
контакты, фиксирующий механизм, блокировочное устройство, ручной и
дистанционный приводы. Реверсивный вал 2 свободно проходит через
сквозное отверстие главного вала 25 и механически с ним не связан.
Главный вал опирается на шариковый подшипник 8, запрессованный в гнездо
24, которое прикреплено болтами к верхней плите 9. Опорой реверсивного
вала является шариковый подшипник 30, установленный в гнезде 3,
приваренном к нижней плите 29.
На валу 25 при помощи двух шпонок укреплена главная рукоятка 12, имеющая
восемь рабочих положений и положение ’’Холостой ход”. Перевод
реверсивного вала осуществляется съемной реверсивной рукояткой 16,
имеющей положения ’’Нулевое”, ’’Назад”, ’’Пуск дизеля” и ’’Вперед”.
На верхнем конце реверсивного вала укреплена штифтом втулка 17 (штифт
проходит через отверстия в и г). На бортик втулки надета возвратная
пружина 13, а на нее — втулка 15, которая соединяется с втулкой 17
штифтом 18, проходящим через отверстия а и б. Диск 21 главной рукоятки
соединен тремя болтами с кольцом 20, к которому прикреплена крышка 19.
Если главная рукоятка контроллера находится в положении ’’Холостой ход”,
а реверсивная — в ’’Нулевом”, то пружина 13 отжимает втулку 15 вместе со
штифтом 18 вверх. Только в этом случае концы штифта входят в пазы
крышки, и реверсивная рукоятка может быть снята. Чтобы отпереть
контроллер, машинист вставляет реверсивную рукоятку в прорезь колпака 14
и центральным стержнем рукоятки давит на штифт 18, отжимая вниз втулку
15. Когда концы штифта выйдут из вырезов крышки, а заплечики реверсивной
рукоятки 16 войдут в прорези втулки 17, реверсивный вал 2
можно перевести в требуемое положение поворотом
рукоятки 16.
На главном валу укреплены на шпонке пять гетинаксовых кулачковых шайб 7,
образующих главный барабан контроллера. С обеих сторон вала на
изоляционных колодках 32 и 41 укреплены подвижные и неподвижные
контакты. Подвижный контакт представляет собой контактную пластину 39,
установленную вместе с притира-
ющей пружиной 38 на конце пальца 34, который шарнирно соединен со
стальным держателем 33. Контактная пластина шунтом 37 соединена с
держателем, укрепленным вместе с подводящим проводом на изоляционной
колодке 32. В середине пальца на оси установлен ролик 36, прижимаемый
пружиной 35 к боковой поверхности кулачковой шайбы. Когда при повороте
шайбы ролик попадает в вырез на
её поверхности, подвижный контакт под действием
пружины соединяется с неподвижным контактом 40 — латунной пластиной,
имеющей выступ с рифленой поверхностью. В зависимости от количества и
размера вырезов кулачковой шайбы подвижный и неподвижный контакты
оказываются
замкнутыми на одной или нескольких позициях (см. развертку барабанов
контроллера на рис. 124).
Рис. 123. Контроллер машиниста типа НН51
Рис. 124. Развертка и монтажная схема барабанов
контроллера: а - главного; б — реверсивного
Держатели 33 (см. рис. 123) и неподвижные контакты 40 входят в пазы д
изоляционных колодок 32 и 41 и закрепляются на них болтами,
используемыми также для крепления проводов цепей управления. Во
избежание проворота головки болтов вставляют в такие же пазы,
выполненные с внутренней стороны колодок.
Реверсивный барабан контроллера, не отличающийся по конструкции от
главного барабана, образован тремя кулачковыми шайбами 4, укрепленными
при помощи шпонки на стальной втулке 5, которая соединена штифтом с
нижним концом реверсивного вала. На принципиальной схеме
электрооборудования тепловоза (см. рис. 100) контакты главного барабана
контроллера обозначены КМ1—КМ8, а реверсивного — КМР1—КМР6. Все провода
от контактов главного и реверсивного барабанов выведены к розеткам двух
штепсельных разъемов, расположенных в нижней части контроллера. Такое
соединение применено на ряде других аппаратов для возможности их
быстрого снятия с тепловоза во время ремонта.
Для фиксации положений рукояток на главном и реверсивном валах укреплены
стальные диски 26 и 28 (см. рис. 123). Диск 26 имеет девять вырезов,
соответствующих положениям главной рукоятки контроллера, а диск 28 —
четыре выреза, соответствующих положениям реверсивной рукоятки. В вырезы
дисков входят ролики 45 рычагов 46, шарнирно укрепленных на держателях
47 (эти держатели прикреплены к стальным колодкам 48). С другой стороны
рычаг соединен со стержнем 43, проходящим через сквозные отверстия
изоляционных колодок 42. Под действием пружины 44
ролик прижат к вырезу диска. Следовательно, для перевода главного или
реверсивного вала из одного положения в другое необходимо вытолкнуть
ролик из выреза соответствующего диска, преодолев при этом усилие
пружины 44. Колодки 32, 41, 42 и 48 укреплены на восьми шпильках 49
между верхней 9 и нижней 29 плитами.
Диски 26 и 28 используются также для взаимоблокирования главного и
реверсивного валов. К стальной планке 27, расположенной между дисками,
приварена втулочка, в которую помещены два шарика 6. Сумма диаметров
шариков больше расстояния между дисками. В положениях ’’Вперед”, "Назад”
и ’’Пуск” одна из трех выемок, сделанных на верхней стороне диска 28,
оказывается под шариками, которые опускаются вниз, позволяя свободно
перемещаться диску 26 вместе с главным валом. На нижней стороне этого
диска имеется только одна выемка, которая оказывается над шариками в
положении ’’Холостой ход” главной рукоятки. Таким образом, главную
рукоятку контроллера можно перевести из положения ’’Холостой ход” в
любое рабочее положение только в том случае, если реверсивная рукоятка
находится в любом положении, кроме ’’Нулевого”. В свою очередь перевод
реверсивной рукоятки и снятие ее возможны только при постановке главной
рукоятки в положение ’’Холостой ход”.
Контроллер оборудован также дистанционным пневматическим приводом. Для
управления главным барабаном на валу 25 укреплен храповик 10, а на
верхней плите 9 установлены два пневмоцилиндра 51. Внутри каждого
цилиндра находятся поршень 52, уплотненный резиновым кольцом, и
возвратная пружина 55. В сквозное отверстие поршня вставлена защелка 53
с пружиной 54. В задний торец поршня запрессован стержень 56, проходящий
через пустотелый болт 23, ввернутый в цилиндр. На выступающем конце
стержня укреплен рычаг 57, воздействующий на мостиковую блокировку (эта
блокировка вместе с текстолитовой колодочкой прикреплена к плите 9).
Цилиндр закрыт крышкой 50, в которую ввернут штуцер 63 для присоединения
воздухоподводящей трубки. На боковых поверхностях цилиндров, обращенных
к храповику 10, сделаны прорези для прохода зубьев храповика.
При включении вентиля КМБ или КММ (см. с. 335) в один из цилиндров
поступает сжатый воздух, под давлением которого поршень перемещается и
своей защелкой давит на зуб храповика, поворачивая его вместе с главным
валом. В конце хода поршня рычаг 57своим болтом отжимает размыкающую
блокировку КБ или КМ (см. рис. 204), включенную в цепь питания катушки
вентиля КМБ (КММ). При выключении вентиля сжатый воздух выходит из
цилиндра, а пружина 55 (см. рис. 123) возвращает поршень в
первоначальное положение. При обратном ходе поршня защелка скользит по
зубьям храповика.
В зависимости от того, в какой из цилиндров подается сжатый воздух,
главный барабан контроллера поворачивается в ту или другую сторону, т.
е. происходит набор или сброс позиций, причем за один ход поршня главный
барабан поворачивается только на одну позицию.
Для управления реверсивным барабаном служат два пневмоцилиндра 61 и
коромысло 1, укрепленное на нижнем конце реверсивного вала посредством
штифта. В каждый цилиндр вставлен латунный поршень 59 со стальным
вкладышем 60. Цилиндры закрыты крышками 62, имеющими прорези для прохода
плеч коромысла. При впуске сжатого воздуха через штуцер 64 в цилиндр
поршень перемещается и своим вкладышем нажимает на одно из плеч
коромысла, поворачивая реверсивный барабан контроллера в положение
"Вперед” или ’’Назад”. В таком положении поршень остается до следующего
переключения, так как возвратных пружин этот привод не имеет.
Оба пневмоцилиндра 61 установлены на скобе 31, прикрепленной болтами к
нижней плите 29. Верхняя плита 9 соединена четырьмя шпильками 58 с
фигурной плитой 11, используемой также для крепления контроллера на
пульте управления. К плите II привернут пластмассовый диск 22 с
обозначениями положений обеих рукояток контроллера. В собранном виде
контроллер закрыт съемным кожухом.
На тепловозах, не оборудованных устройством для управления в одно лицо,
установлен контроллер типа HH4I, не имеющий дистанционного
пневматического привода. Главный барабан контроллера собран из четырех
кулачковых шайб.