Электрический аппарат с дистанционным
управлением, предназначенный для замыкания и размыкания электрических
цепей с большими токами, называется контактором. Основными частями
контактора являются привод, силовые и блокировочные контакты и
дугогасительное устройство. В зависимости от типа привода различают
контакторы электропневматические и электромагнитные. В аппаратной камере
тепловоза (см. рис. 102, а) установлены 3 электропневматических и
электромагнитных контакторов. На тепловозах ЧМЭЗ с № 3777 добавлен 14-й
электромагнитный контактор КМК (см. с. 322).
Электропневматические контакторы типа SD11 тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т,
ЧМЭ3Э
(рис. 127) предназначены для подключения
тяговых электродвигателей к тяговому генератору. Контактор смонтирован
на двух стальных изолированных стойках 11 квадратного сечения. Для
крепления контактора к каркасу аппаратной камеры в стойках сделаны
сквозные отверстия под болты.
В верхней части контактора к стойкам двумя скобами 10 прикреплен
фигурный кронштейн 12, отлитый из силумина. В вырез кронштейна входит
дугогасительная катушка 9, состоящая из двух секций, намотанных из
полосовой меди и разделенных между собой гетинаксовой шайбой. Внутри
катушки размещен стальной сердечник, изолированный от нее. Передние
выводы дугогасительной катушки медным угольником 14 соединены с
неподвижным силовым контактом 15, укрепленным на кронштейне 12. Два
других вывода катушки соединены с латунной контактной пластиной 8,
прикрепленной к стойкам.
Под дугогасительной катушкой расположен пневматический привод
контактора, состоящий из цилиндра с крышкой, поршня со штоком и
выключающей пружины. Крышка 3 укреплена на стойках при помощи двух скоб
и болтов. В расточку крышки входит стальной цилиндр 7, к переднему торцу
которого приварено днище 33 с отверстиями под болты, стягивающие цилиндр
с крышкой. В центральное отверстие днища вставлен стальной шток 5, на
конце которого при помощи гайки укреплен поршень 4 с резиновым
уплотнительным кольцом 36. Между поршнем и днищем помещена выключающая
пружина 6. В днище запрессована бронзовая втулка 34, служащая
подшипником для штока. Отверстие а в цилиндре предназначено для выхода
воздуха, проникшего через уплотнительное кольцо, и для смазывания
цилиндра.
Выступающий конец штока соединен с нижним концом рычага 27, который
качается на оси 24. Последняя установлена в кронштейне 26, приваренном к
днищу 33. На верхнем конце рычага шарнирно укреплен держатель 22 вместе
с подвижным силовым контактом 16. Между держателем и рычагом установлена
притирающая пружина 23. К днищу цилиндра приварена также стальная планка
28, к которой спереди прикреплены латунная контактная пластина 29 и
стальная плоская пружина 21 с приклепанным к ней дугогасительным рогом
20. Контактная пластина 29 соединена двумя медными шунтами 25с
держателем 22.
К планке 28 снизу приварен угольник, на котором двумя болтами укреплены
изоляционные колодки 32 с четырьмя парами неподвижных блокировочных
контактов (пальцев). Подвижные блокировочные контакты мости-кового типа
прикреплены к изоляционным колодкам 31, которые в свою очередь при
помощи кронштейнов 30 прикреплены с обеих сторон к штоку 5. Контактор
имеет две пары замыкающих и две пары размыкающих контактов (одна пара
размыкающих контактов в схеме не используется).
Силовые контакты 15 и 16 изготовлены из меди и закрыты съемной
дугогасительной камерой 17, собранной из плоских боковых и торцовых
асбоцементных стенок и двух таких же продольных перегородок. К боковым
текстолитовым стенкам камеры приклепаны стальные полюсные наконечники
13. Боковые и торцовые стенки камеры соединены по концам тремя болтами
Мб, причем два болта используются также для крепления скоб 19, к которым
приклепана изоляционная крышка 18.
На передней торцовой стенке камеры укреплен гайкой 40 латунный болт 39,
а на задней торцовой стенке размещена скоба 37, которая крепится нижним
из трех соединительных болтов Мб, проходящим через отверстия в скобы.
Для фиксации дугогасительной камеры на контакторе ее надевают на
дугогасительный рог 20 так, чтобы цилиндрический выступ болта 39 вошел в
отверстия г рога и пластинчатой пружины 21, а затем, слегка нажав на
пружину, опускают камеру на фигурный кронштейн 12. При отпущенной
пружине 21 стальной штифт 38, запрессованный в выступ кронштейна
12, входит в отверстие б скобы 37 и фиксирует положение камеры.
К крышке 3 при помощи двух шпилек прикреплены текстолитовая 1 и стальная
2 колодки. К торцу текстолитовой колодки 1 прикреплен двумя болтами
электропневматический вентиль 35. При включении электропнев-матического
вентиля сжатый воздух из резервуара управления по каналам А, Б и В
поступает в цилиндр. Под давлением сжатого воздуха поршень 4,
преодолевая усилие пружины 6, перемещается вместе со штоком 5,
поворачивая рычаг 27, что приводит к замыканию силовых контактов. Задние
блокировочные пальцы при этом размыкаются, а передние замыкаются. После
включения контактора ток от тягового генератора по кабелю подходит к
контактной пластине 29, проходит по шунтам 25, держателю 22, замкнутым
силовым контактам 16 и /5 и далее через угольник 14 и дугогасительную
катушку 9 поступает на контактную пластину 8, от которой по кабелю
уходит к двум тяговым электродвигателям.
При выключении вентиля 35 сжатый воздух выходит из цилиндра в атмосферу,
а пружина 6 возвращает
поршень со штоком в исходное положение. Силовые
контакты размыкаются, а блокировочные переключаются. Возникающая между
силовыми контактами дуга может рассматриваться как проводник с током,
находящийся в магнитном поле. Магнитный поток дугогасительной катушки
проходит от одного полюсного наконечника к другому через воздушный
промежуток в зоне размыкания силовых контактов и выталкивает дугу в
дугогасительную камеру. При этом дуга перебрасывается на дугогасительный
рог и кронштейн. Камера расщепляет и охлаждает дугу, ускоряя процесс ее
гашения.