Реверсор  PZ-702 тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

65. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

 

 

Реверсор  PZ-702 тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

 

 

 Реверсор служит для изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, что позволяет изменить направление движения тепловоза. Он состоит из силового и блокировочного барабанов, силовых и блокировочных пальцев и пневматического привода. Силовой барабан образован тремя парами бронзовых сегментов 4 и 5 (рис. 125), укрепленных на стальном шестигранном валу 7при помощи скоб

19. Сегменты, по которым протекает ток, отделены друг от друга воздушным промежутком, а от вала реверсора — слоем бумажно-бакелитовой изоляции 6, напрессованной на вал.

На сегменты опираются медные силовые пальцы 3 (по 12 с каждой стороны), установленные на чугунных пальцедержателях 23, которые при помощи скоб и болтов прикреплены к стальным шестигранным неподвижным стойкам 16, также покрытым бумажно-бакелитовой изоляцией. Пальцы имеют пружины 18, обеспечивающие нажатие 110 Н (11 кгс), регулируемое винтом 17, ввернутым в выступ пальцедержателя. Запрессованный в
палец стальной штифт 22 шаровой головкой входит в гнездо пальцедержателя. Такое соединение позволяет пальцу несколько поворачиваться при переходе с контактной поверхности одного сегмента на контактную поверхность другого. Силовые пальцы шунтами 24 попарно соединены с пластинами, к которым прикреплены болтами соответствующие шины и кабели (см. монтажную схему реверсора на рис. 126).

Над силовым барабаном смонтирован пневматический привод реверсора. В чугунном корпусе привода 15 (см. рис. 125) расточены два цилиндра, закрытые с торцов крышками 9, которые уплотнены резиновыми кольцами. В цилиндры вставлены два чугунных поршня 26, изготовленных за одно целое с общим штоком 27 прямоугольного сечения. Поршни имеют канавки для установки резиновых уплотнительных колец 29. В средней части штока сделано сквозное отверстие, в котором на оси укреплен бронзовый кубик 28. Шток 27 через кубик 28 соединен с вильчатым концом рычага 14, укрепленного посредством шпонки и стопорного болта на шейке в вала реверсора.

Для управления приводом служат два электропневматических вентиля

8, прикрепленных болтами к приливам крышек 9, в которых просверлены вертикальный г и горизонтальный д каналы диаметром 6 мм, заглушенные по концам. Канал г сообщен с цилиндром привода отверстием ж такого же диаметра, а канал д соединен отверстием е диаметром 12 мм с соответствующим отверстием в корпусе электропневматического вентиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 125. Реверсор типа PZ-702:
1, 13 — нижний и верхний подшипники; 2, 25 нижняя и верхняя плиты; 3 - силовой палец; 4, 5 нижний и верхний сегменты; 6 - слой изоляции; 7 вал реверсора; 8 — электропневматический вентиль; 9, 33 — крышки; 10 — планка; II — гайка; 12 - блокировочный барабан; 14 — рычаг; 15 корпус привода; 16 - стойка; 17 винт; 18, 38 — пружины; 19 — скоба; 20 — масленка; 21 — кронштейн; 22 штифт; 23 пальцедержатель; 24 -шунт; 26 - поршень; 27 — шток; 28 — кубик; 29 — уплотнительное кольцо; 30 — шайба; 31- кулачковая шайба; 32 — дистанционное кольцо; 34, 36 — стержни; 35 - - болт; 37, 40 — подвижные и неподвижные контакты; 39 -наконечник; 41 — корпус; а, б, в - шейки вала реверсора; г, д - каналы в крышке; с, ж отверстия в крышке

 

 

 

 

При возбуждении катушки вентиля сжатый воздух из резервуара управления через отверстия и каналы в крышке поступает в соответствующий цилиндр (правый для движения вперед или левый для движения назад). Под действием сжатого воздуха поршни перемещаются из одного крайнего положения в другое и кубиком 28 и рычагом 14 поворачивают вал реверсора в положение ’’Вперед” или ’’Назад”. При обесточивании катушки вентиль выпускает сжатый воздух из цилиндра
в атмосферу, и вал реверсора остается в занятом положении до следующего переключения.

Вал 7 поворачивается в бронзовых втулочках, запрессованных в верхний

13 и нижний 1 подшипники, имеющие масленки 20. Подшипник 13 надет на шейку б и прикреплен двумя болтами к корпусу привода, а подшипник 1 — к кронштейну 21. Корпус 15 привода и кронштейн 21 соединены соответственно с верхней 25 и нижней 2 плитами четырьмя болтами, проходящими через отверстия в стойках 16. В плитах
2 и 25 просверлены отверстия под болты для крепления реверсора к каркасу аппаратной камеры.

На верхнюю шейку а вала 7, имеющую шпонку, насажены четыре ге-тинаксовые шайбы 31 (на тепловозах ЧМЭЗ первого выпуска — три), образующие блокировочный барабан 12 реверсора. Между шайбами поставлены стальные дистанционные кольца 32. В собранном виде барабан закрепляют гайкой 11, навернутой на хвостовик вала 7, под которую предварительно кладут стальную шайбу 30.

С обеих сторон блокировочного барабана на гетинаксовых колодках укреплены четыре пары подвижных и неподвижных блокировочных контактов реверсора (на рис. 126 они обозначены PI—Р8). В свою очередь колодки при помощи болтов собраны в стойки и соединены со стальной планкой 10, прикрепленной тремя винтами к корпусу привода. Блокировочный барабан и блокировочные контакты реверсора не отличаются по конструкции от ранее описанных барабанов и контактов контроллера. Каждая гетинаксо-вая шайба имеет два выреза под ролики подвижных контактов, причем вырезы всех шайб расположены друг под другом. Таким образом, при развороте реверсора в положение "Вперед” все правые блокировочные контакты замыкаются, а левые размыкаются. В положении "Назад” замкнуты все левые контакты и разомкнуты все правые.

На тепловозах последних лет постройки конструкция блокировочного устройства реверсора изменена. К планке 10 прикреплены шурупами четыре пластмассовых корпуса 41, внутри которых находятся подвижные 37 и неподвижные 40 контакты. Подвижные контакты мостикового типа вместе с отключающими пружинами 38 установлены на квадратных пластмассовых стержнях 36, концы которых могут выходить наружу через квадратные отверстия в торцах корпуса 41.
Выступающие концы неподвижных контактов 40 имеют прорези, в которые вставлены наконечники 39 проводов цепей управления. Корпус 41 закрыт съемной крышкой 33.

Вместо кулачковых шайб 31 на верхнем конце вала 7 укреплен при помощи стопорного болта 35 цилиндрический стержень 34. При развороте вала реверсора в одно из рабочих положений стержень 34, воздействуя на стержни 36, перемещает их из одного крайнего положения в другое, вследствие чего происходит замыкание и размыкание контактов. Например, в положении ’’Вперед” в переднем левом корпусе контакты замкнутся, а в заднем правом разомкнутся. Одновременно под действием отключающих пружин 38 контакты в заднем левом корпусе будут замкнуты, а в переднем правом — разомкнуты. Следовательно, в положении реверсора ’’Вперед’’ замкнуты все левые блокировочные контакты и разомкнуты правые. В положении "Назад” замкнуты все правые контакты и разомкнуты все левые.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 126. Монтажная схема реверсора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..