Реверсор служит для изменения направления
тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, что позволяет
изменить направление движения тепловоза. Он состоит из силового и
блокировочного барабанов, силовых и блокировочных пальцев и
пневматического привода. Силовой барабан образован тремя парами
бронзовых сегментов 4 и 5 (рис. 125), укрепленных на стальном
шестигранном валу 7при помощи скоб
19. Сегменты, по которым протекает ток, отделены друг от друга воздушным
промежутком, а от вала реверсора — слоем бумажно-бакелитовой изоляции 6,
напрессованной на вал.
На сегменты опираются медные силовые пальцы 3 (по 12 с каждой стороны),
установленные на чугунных пальцедержателях 23, которые при помощи скоб и
болтов прикреплены к стальным шестигранным неподвижным стойкам 16, также
покрытым бумажно-бакелитовой изоляцией. Пальцы имеют пружины 18,
обеспечивающие нажатие 110 Н (11 кгс), регулируемое винтом 17, ввернутым
в выступ пальцедержателя. Запрессованный в
палец стальной штифт 22 шаровой головкой входит в гнездо пальцедержателя.
Такое соединение позволяет пальцу несколько поворачиваться при переходе
с контактной поверхности одного сегмента на контактную поверхность
другого. Силовые пальцы шунтами 24 попарно соединены с пластинами, к
которым прикреплены болтами соответствующие шины и кабели (см. монтажную
схему реверсора на рис. 126).
Над силовым барабаном смонтирован пневматический привод реверсора. В
чугунном корпусе привода 15 (см. рис. 125) расточены два цилиндра,
закрытые с торцов крышками 9, которые уплотнены резиновыми кольцами. В
цилиндры вставлены два чугунных поршня 26, изготовленных за одно целое с
общим штоком 27 прямоугольного сечения. Поршни имеют канавки для
установки резиновых уплотнительных колец 29. В средней части штока
сделано сквозное отверстие, в котором на оси укреплен бронзовый кубик
28. Шток 27 через кубик 28 соединен с вильчатым концом рычага 14,
укрепленного посредством шпонки и стопорного болта на шейке в вала
реверсора.
Для управления приводом служат два электропневматических вентиля
8, прикрепленных болтами к приливам крышек 9, в которых просверлены
вертикальный г и горизонтальный д каналы диаметром 6 мм, заглушенные по
концам. Канал г сообщен с цилиндром привода отверстием ж такого же
диаметра, а канал д соединен отверстием е диаметром 12 мм с
соответствующим отверстием в корпусе электропневматического вентиля.
Рис. 125. Реверсор типа PZ-702:
1, 13 — нижний и верхний подшипники; 2, 25 нижняя и верхняя плиты; 3 -
силовой палец; 4, 5 нижний и верхний сегменты; 6 - слой изоляции; 7 вал
реверсора; 8 — электропневматический вентиль; 9, 33 — крышки; 10 —
планка; II — гайка; 12 - блокировочный барабан; 14 — рычаг; 15 корпус
привода; 16 - стойка; 17 винт; 18, 38 — пружины; 19 — скоба; 20 —
масленка; 21 — кронштейн; 22 штифт; 23 пальцедержатель; 24 -шунт; 26 -
поршень; 27 — шток; 28 — кубик; 29 — уплотнительное кольцо; 30 — шайба;
31- кулачковая шайба; 32 — дистанционное кольцо; 34, 36 — стержни; 35 -
- болт; 37, 40 — подвижные и неподвижные контакты; 39 -наконечник; 41 —
корпус; а, б, в - шейки вала реверсора; г, д - каналы в крышке; с, ж
отверстия в крышке
При возбуждении катушки вентиля сжатый воздух из
резервуара управления через отверстия и каналы в крышке поступает в
соответствующий цилиндр (правый для движения вперед или левый для
движения назад). Под действием сжатого воздуха поршни перемещаются из
одного крайнего положения в другое и кубиком 28 и рычагом 14
поворачивают вал реверсора в положение ’’Вперед” или ’’Назад”. При
обесточивании катушки вентиль выпускает сжатый воздух из цилиндра
в атмосферу, и вал реверсора остается в занятом положении до следующего
переключения.
Вал 7 поворачивается в бронзовых втулочках, запрессованных в верхний
13 и нижний 1 подшипники, имеющие масленки 20. Подшипник 13 надет на
шейку б и прикреплен двумя болтами к корпусу привода, а подшипник 1 — к
кронштейну 21. Корпус 15 привода и кронштейн 21 соединены соответственно
с верхней 25 и нижней 2 плитами четырьмя болтами, проходящими через
отверстия в стойках 16. В плитах
2 и 25 просверлены отверстия под болты для крепления реверсора к каркасу
аппаратной камеры.
На верхнюю шейку а вала 7, имеющую шпонку, насажены четыре ге-тинаксовые
шайбы 31 (на тепловозах ЧМЭЗ первого выпуска — три), образующие
блокировочный барабан 12 реверсора. Между шайбами поставлены стальные
дистанционные кольца 32. В собранном виде барабан закрепляют гайкой 11,
навернутой на хвостовик вала 7, под которую предварительно кладут
стальную шайбу 30.
С обеих сторон блокировочного барабана на гетинаксовых колодках
укреплены четыре пары подвижных и неподвижных блокировочных контактов
реверсора (на рис. 126 они обозначены PI—Р8). В свою очередь колодки при
помощи болтов собраны в стойки и соединены со стальной планкой 10,
прикрепленной тремя винтами к корпусу привода. Блокировочный барабан и
блокировочные контакты реверсора не отличаются по конструкции от ранее
описанных барабанов и контактов контроллера. Каждая гетинаксо-вая шайба
имеет два выреза под ролики подвижных контактов, причем вырезы всех шайб
расположены друг под другом. Таким образом, при развороте реверсора в
положение "Вперед” все правые блокировочные контакты замыкаются, а левые
размыкаются. В положении "Назад” замкнуты все левые контакты и
разомкнуты все правые.
На тепловозах последних лет постройки конструкция блокировочного
устройства реверсора изменена. К планке 10 прикреплены шурупами четыре
пластмассовых корпуса 41, внутри которых находятся подвижные 37 и
неподвижные 40 контакты. Подвижные контакты мостикового типа вместе с
отключающими пружинами 38 установлены на квадратных пластмассовых
стержнях 36, концы которых могут выходить наружу через квадратные
отверстия в торцах корпуса 41.
Выступающие концы неподвижных контактов 40 имеют прорези, в которые
вставлены наконечники 39 проводов цепей управления. Корпус 41 закрыт
съемной крышкой 33.
Вместо кулачковых шайб 31 на верхнем конце вала 7 укреплен при помощи
стопорного болта 35 цилиндрический стержень 34. При развороте вала
реверсора в одно из рабочих положений стержень 34, воздействуя на
стержни 36, перемещает их из одного крайнего положения в другое,
вследствие чего происходит замыкание и размыкание контактов. Например, в
положении ’’Вперед” в переднем левом корпусе контакты замкнутся, а в
заднем правом разомкнутся. Одновременно под действием отключающих пружин
38 контакты в заднем левом корпусе будут замкнуты, а в переднем правом —
разомкнуты. Следовательно, в положении реверсора ’’Вперед’’ замкнуты все
левые блокировочные контакты и разомкнуты правые. В положении "Назад”
замкнуты все правые контакты и разомкнуты все левые.