Для контроля за работой тепловоза и отдельных его агрегатов и устройств
служат электроприборы, измеряющие ток и напряжение тягового генератора,
напряжение вспомогательного генератора, ток аккумуляторной батареи, а
также некоторые физические параметры систем дизеля. В качестве
амперметров и вольтметров применены стандартные приборы общего
применения типа М-4200 с шунтами косвенного подключения, добавочными
резисторами или без них. Для измерения температуры и давления применены
специальные дистанционные электроприборы.
Это логометрические приборы, состоящие из указателя и датчика,
электрически соединенных между собой. Указатели установлены на пультах
управления, датчики расположены в местах измерения соответствующих
физических величин. Работа логометрического указателя основана на
принципе взаимодействия постоянного магнита, связанного с указательной
стрелкой, с магнитным полем переменного направления. Магнит стремится
установиться в направлении магнитного поля,
Магнитное поле переменного направления создают две установленные под
углом друг к другу рамочные обмотки, обтекаемые токами, взаимное
распределение которых зависит от разбаланса мостиковой.электросхемы
прибора. Разбаланс мостиковой схемы вызывается изменением включенного в
одно из плеч мостика сопротивления под воздействием измеряемой
температуры (датчик температуры) либо измеряемого давления (датчик
давления). Достоинство логометрических приборов — независимость их
показаний от колебаний питающего напряжения (в определенных пределах),
что очень важно для тепловозов, где трудно обеспечить строгое его
постоянство.
Электроманометры. Для измерения давления воздуха используется прибор
(датчик и указатель) типа ЭДМУ-15Ш. Направление магнитного поля в
указателе (рис. 119) определяется соотношением электрических токов в
обмотках W1., W2.
Изменение регулируемых плеч потенциометра вызывает противоположные
изменения этих токов, что обеспечивает необходимую чувствительность
прибора. Потенциометр заключен в датчике, устройство которого изображено
на рис. 120. Воспринимаемое мембраной 7 датчика давление в приемном узле
передается через шток 1 и качалку
2 поворотному рычагу 5. При повороте рычага вокруг оси происходит
скольжение связанных с рычагом проволочных контактов 4 по потенциометру
3. В результате сопротивления плеч мостовой электросхемы
прибора перераспределяются. Это вызывает изменение
соотношения токов рамочных обмоток, направления их общего магнитного
поля и положения магнита-стрелки указателя,-
Технические данные электроманометра: пределы измерения — 0 — 15 кгс/см2,
напряжение питания — 27 В ±
±10%, потребляемый ток —
0,1 А, погрешность в ра-бочем диапазоне ± 0,6 кгс/ см3.
Электротермометры. Для измерения температуры охлаждающей воды дизеля
применен комплект приборов типа ТП-2, состоящий из указателя типа ТУЭ-8А
и датчика типа ПП-2.
Схема прибора изображена на рис. 121.
Температура жидкости, омывающей датчик, воздействует на
полупроводниковый терморезистор Rn, заключенный в корпус датчика. Это
приводит к изменению соотношения токов в обмотках Wx и W2 и
соответствующей переориентации в их магнитном поле стрелки указателя.
Технические данные электротермометра: напряжение питания — 27 В ± 10%,
рабочий диапазон — 75—90° С, погрешность в рабочем диапазоне — ±2° С.