ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ТОРМОЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ТЕПЛОВОЗОВ ТУ6А И ТУ7
Тормозное оборудование тепловоза ТУ6А и
ТУ7 - часть 2
Кран машиниста (рис. 84) предназначен для
управления автотормозами тепловоза и состава. Он состоит из трех частей:
верхней — управляющей, средней — уравнительной и нижней —
распределительной.
В шейку 25 верхней части ввернута на ленточной резьбе нажимная головка
20, а с наружной стороны надет и закреплен стопорным винтом градационный
хомут 23. Ручка 18 на нажимной головке закреплена винтом 22. В ручке
крана помещен кулачок 16, прижимаемый к градационному хомуту пружиной
17.
Регулирующая пружина 24 верхним концом через шайбу 21 и стержень 19
упирается в нажимную головку 20, а нижним концом
через такую же шайбу — в сферическую головку
нажимной шайбы 29. Нажимная шайба 29 через уплотнительное кольцо 26
прижимается к металлической диафрагме 28, зажатой между кольцом 27 и
крышкой 15 средней части.
Рис. 84.
Средняя часть состоит из крышки 15 с ввернутым в нее седлом 30, в
котором расположен двухседельчатый возбудительный клапан 31. Клапан 31
притерт к седлу 30 и одновременно к нажимной шайбе 29. Колпачок 33
является упором для пружины 32 клапана. Для прохода воздуха из
питательной магистрали под возбудительный клапан в колпачке 33 имеется
отверстие. Крышка 15 с шейкой 25 соединены на резьбе. В корпусе 9 нижней
части крана имеются две втулки 10 и 11. Снизу во втулку 10 входит
направляющая часть впускного пустотелого клапана 8, прижатого к
притирочному пояску втулки пружиной 7, которая вторым концом через шайбу
6 упирается в цоколь 4, ввернутый на резьбе в корпус 9. В цоколе 4
помещена резиновая манжета 5, уплотняющая нижнюю цилиндрическую часть
клапана 8.
Во втулке 11 расположен уравнительный поршень 14, уплотненный
металлическим кольцом 13 и резиновой манжетой 12. Хвостовик поршня 14
входит в верхнюю часть втулки 10 и притирочным пояском закрывает осевой
канал клапана 8. Корпус 9 с крышкой 15 соединен через резиновую
прокладку 35 четырьмя шпильками с гайками 34. С трубами от питательной
магистрали (левый отросток) и тормозной магистрали (правый отросток)
кран машиниста соединен через резиновые прокладки 2 с помощью фланцевых
колец 1 и накидных гаек 3.
Воздух из питательной магистрали по каналу левого отростка корпуса 9 и
далее по каналу в крышке 15 поступает во внутреннюю полость колпачка 83
под возбудительный клапан 31. Усилием пружины 24, действующим через
нажимную шайбу 29, металлическая диафрагма 28 прогибается вниз до упора
в торец седла 30. Возбудительный клапан 31 отжимается от нижнего седла.
Сжатый воздух по каналу в седле 30 поступает в полость А под диафрагмой
28 и сообщенную с ней полость Б над уравнительным поршнем 14. Под
давлением воздуха в полости Б поршень 14 перемещается вниз и отжимает
своим хвостовиком впускной клапан 8 от седла на втулке 10.
Сжатый воздух из левого отростка корпуса 9 широким каналом и далее через
открытый впускной клапан 8 по внутреннему каналу втулки 10 поступает в
полость В, сообщенную каналом правого отростка корпуса 9 с тормозной
магистралью.
Сообщение полостей А и Б с питательной магистралью перекрывается после
того, как давление воздуха в полости А на диафрагму 28 преодолеет усилие
пружины 24, действующей сверху, и диафрагма 28 займет горизонтальное
положение. При таком равновесном положении возбудительный клапан 31
нижней притирочной поверхностью прижимается к седлу 30, а верхней —
останется прижатым к нажимной шайбе 29. Питание тормозной магистрали
через открытый впускной клапан 8 будет продолжаться до тех пор, пока
давление в ней и полости В не достигнет величины, достаточной для
преодоления усилия от давления воздуха на поршень 14 со стороны полости
Б. Поршень 14 переместится в среднее положение, при котором клапан 8
прижмется к втулке 10, а клапанная часть хвостовика поршня 14 остается
прижатой к торцу клапана 8. Устанавливается положение равновесия
Для снижения давления в тормозной магистрали при торможении ручку крана
машиниста поворачивают против часовой стрелки. Нажимная головка 20
вывертывается, и пружина 24 разжимается на определенную величину. Под
избыточным усилием сжатого воздуха в полости А диафрагма 28 прогибается
вверх и отжимает нажимную шайбу 29 от верхней притирки возбудительного
клапана 31. Воздух из полостей Л и £ уходит в атмосферу через открытый
канал в нажимной шайбе 29. Истечение воздуха будет продолжаться до тех
пор, пока давление под диафрагмой
28 не снизится на величину, соответствующую уменьшению усилия пружины,
после чего диафрагма займет горизонтальное положение и осевой канал в
нажимной шайбе закроется верхней притиркой возбудительного клапана 31.
Усилием избыточного давления со стороны полости В поршень
14 переместится вверх и откроет внутренний канал в клапане 8, через
который воздух из магистрали будет выходить в атмосферу. Выпуск воздуха
из магистрали будет продолжаться, пока давление в ней не понизится до
величины давления в полости Б, после чего поршень 14 переместится вниз и
своим хвостовиком закроет от утечек из магистрали и пропуска через
неплотности клапанов.
Каждому положению ручки крана машиниста соответствует определенное
давление в тормозной магистрали. При этом установившееся давление
автоматически поддерживается независимо от утечек из магистрали и
пропуска через неплотности клапанов.
Кран машиниста имеет шесть рабочих положений ручки: Первое положение —
отпуск и зарядка; второе положение — поездное с автоматической
ликвидацией сверхзарядки; третье положение — перекрыта без питания
тормозной магистрали; четвертое положение — перекрыта с питанием
тормозной магистрали; пятое положение — служебное торможение; шестое
положение — экстренное торможение. Положение ручки крана машиниста с
первого по четвертое позволяет заполнить воздухом магистраль и
поддерживать в ней давление. При повороте ручки крана машиниста в пятое
положение «Служебное торможение» сжатый воздух из магистрали выпускается
в атмосферу, а из запасных резервуаров воздух через
воздухораспределитель и переключательный клапан поступает к тормозным
цилиндрам. При повороте ручки крана машиниста в положение экстренного
торможения происходит быстрое снижение давления в магистрали до нуля,
вследствие чего воздухораспределитель автоматически подает воздух из
запасных резервуаров в тормозные цилиндры состава и локомотива.