УСТАНОВКА И ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВНОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л
От верхнего коленчатого вала дизеля (рис. 225) через карданный вал 7 с
упругой муфтой и угловой редуктор 19 приводится во вращение центробежный
вентилятор охлаждения главного генератора.
Техническая характеристика вентилятора
Частота вращения вала......... 1 800 об/мин
Производительность . ..... . 250 м3/мин
Мощность, потребляемая вентилятором ... 25 д. с.
Вентилятор 5 крепится на фланце углового редуктора 19, установленном на
фундаменте 20. Вся установка покоится на сварном кронштейне 2,
закрепленном четырьмя болтами диаметром 20 мм на специальной планке
статора генератора и пятью болтами М16 подшипникового щита генератора.
Необходимое положение кронштейна 2 в горизонтальной плоскости
достигается постановкой регулировочных прокладок между верхней плитой
кронштейна и планкой статора.
Фундамент 20 представляет собой сварную конструкцию, состоящую из
верхнего и нижнего оснований, связанных по углам угольниками гнутого
профиля 75x75x5 мм. К кронштейну 2 фундамент крепится семью болтами
диаметром 16 мм и фиксируется тремя коническими штифтами — одним со
стороны блока дизеля и двумя со стороны кабины. К верхнему основанию
фундамента приварены две планки в двумя резьбовыми отверстиями М20 для
крепления редуктора 19. Между планками и редуктором устанавливают
регулировочные прокладки толщиной 0,5; 1; 3 мм. К верхнему основанию
плотным швом приваривается поддон. Масло, просочившееся через уплотнение
валов редуктора, из поддона фундамента по трубке диаметром 10 мм
отводится в поддон 13, находящийся под нагнетателем второй ступени
дизеля, и из него — наружу тепловоза.
На конический хвостовик вала редуктора вентиляторное колесо насаживается
с осевым натягом 4—6 мм и закрепляется гайкой с нажимной шай-бой.
Вентиляторы охлаждения главного генератора и тяговых двигателей
однотипны по своей конструкции, а их колеса взаимозаменяемы.
Карданный вал соединен одной стороной с верхним коленчатым валом дизеля
через фланец с четырьмя болтами диаметром 10 мм, а другой — через
упругую муфту с валом редуктора. Упругим элементом эластичной муфты
является резиновая втулка. Упругая муфта, одинаковая по своей
конструкции с муфтами тепловоза ТЭЗ, ограждает вентилятор главного
генератора от вибрации, возникающей при работе дизеля. Карданный вал при
изготовлении подвергают динамической балансировке с точностью до 40 гс*см.
Балансировка осуществляется поворотом скользящей вилки на 180° или
приваркой балансировочных пластин. Биение трубы карданного вала более 1
мм не
допускается.
Рис. 225. Установка вентилятора охлаждения главного
генератора
На карданном валу, прошедшем балансировку,
набивается стрелка, определяющая взаимное положение скользящей вилки и
хвостовика карданного вала. Со стороны дизеля на -центровочном бурте
фланца кардана прорезают паз шириной 22+0-5 мм, куда входит стопорная
планка, крепящая фланец дизеля. Карданный вал привода редуктора
вентилятора главного генератора устанавливается с углом наклона от 1 до
3°, что достигается постановкой между редуктором и фундаментом
регулировочных прокладок. Фланцы и центробежный вентилятор перед
посадкой на конусные хвостовики валов редукторов проверяют на прилегание
сопрягаемых поверхностей, которое должно быть не менее 60%. Допускаемое
смещение фланцев механизмов, соединяемых карданным валом, в любой
плоскости, проходящей через продольную ось карданного вала, разрешается
в пределах величины, указанной в размерах схемы (см. рис. 198), а
непараллельность фланцев — не более 0,75 мм при замере в четырех
диаметрально противоположных точках на радиусе 50 мм. Все замеры
производятся при сборке тепловозов с помощью полувалов. Для
дополнительной очистки воздуха, поступающего в генератор, в 1971 г. на
тепловозах введен вентилятор с центрабежной пылевлагоочисткой.
Измененная установка вентиляции и охлаждения главного генератора
показана на рис.226. Пыль и влага, отделяемые в улитке вентилятора,
отводятся за пределы дизельного помещения через трубу 4.
Рис. 226. Установка вентилятора с центробежной
пылевлагоочисткой (ЦПВО) и двусторонним отводом воздуха из главного
генератора
1 — вентилятор с пылевлагоочисткой; 2, 3— правый и левый выпускные
каналы: 4 — труба для отвода пыли и влаги