ВЕНТИЛЯТОРНОЕ КОЛЕСО ХОЛОДИЛЬНИКА И ПОДПЯТНИК ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  ..

 

 

 

ВЕНТИЛЯТОРНОЕ КОЛЕСО ХОЛОДИЛЬНИКА И ПОДПЯТНИК ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л


В верхней части шахты холодильной камеры на фундамент, образованный двумя продольными и двумя поперечными балками гнутого профиля, установлен подпятник 3 (рис. 217), на верхний конический конец вала которого посажено колесо вентилятора 2 холодильника.

Подпятник вместе с вентилятором крепится к фундаментным балкам холодильной камеры четырьмя болтами диаметром 16 мм и после проверки зазоров между вентиляторным колесом и диффузором фиксируется двумя коническими штифтами.

 


Техническая характеристика вентилятора

 

 

Тип.................Осевой серии

УК-2М

Диаметр вентилятора....................2 000 мм

» барабана......................900 »

Число лопастей вентилятора ..............8

Максимальная частота вращения..........1 160 об/мин

Производительность....................215 м3/ч

Потребляемая мощность................165 л. с.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 217, Установка вентилятора холодильника
1 — диффузор; 2 — вентилятор; 3 — подпятник; 4 — обтекатель; 5 — конический штифт; о, 7— гайки; 8— болт

 

 

 

 

Вентилятор холодильника работает на всасывание и выбрасывает воздух через верхние жалюзи в атмосферу.

Отличительной особенностью вентилятора ЦАГИ серии УК-2М являются равномерно закрученные по длине лопасти, благодаря чему эти вентиляторы имеют большую экономичность по сравнению с вентиляторами серии У, установленными на тепловозе ТЭЗ.

Для уменьшения сопротивления воздушному потоку на входе в диффузор в шахте холодильной камеры по диамет.ру барабана вентилятора установлен обтекатель 4 (см. рис. 217). Он изготовлен из стальных листов толщиной 2 мм, состоит из двух половин и крепится к шахте холодильной камеры. Зазор между обтекателем и барабаном не менее 8 мм. Уступность поверхностей барабана колеса вентилятора и обтекателя не более 2 мм.

При установке подпятника с вентиляторным колесом обеспечивают зазор между диффузором и вентилятором в пределах 3 — 10 мм. Регулировку равномерности зазора по диаметру производят за счет зазоров между отверстиями в лапах подпятника и болтами, крепящими последний. Увеличение зазора выше допустимого приводит к росту вихревых потерь за счет перетекания воздуха в радиальном зазоре.

Вентиляторное колесо холодильника состоит из барабана 4 (рис. 218), лопастей 2, ребер жесткости 5, воротника жесткости 1 и обтекателя 3. Обод

барабана изготовлен из листовой стали толщиной 10 мм и соединен электросваркой двумя несущими дисками толщиной

8 мм со втулкой. Между ободом и втулкой расположены восемь ребер жесткости из листовой стали толщиной 5 мм. К нижнему диску ребра жесткости приваривают электросваркой, к верхнему — электрозаклепками через сорок отверстий, просверленных по концентрическим диаметрам 200, 345, 490 и 635 мм. К барабану вентилятора пб наружному диаметру приварены восемь воротников жесткости из листа толщиной

3 мм, на которые надеты лопасти вентилятора, сваренные из листовой стали толщиной

2 мм марки СтЗ ГОСТ 380 —71.

Лопасти приварены к ободу колеса электросваркой и электросклепками через отверстия у основания к воротникам жесткости. Профиль лопатки после штамповки контролируют шаблоном. На диаметрально противоположные стороны вентиляторного колеса устанавливают лопасти одной массы (допускаемая разность лопастей по массе не более 80 г). У обода лопасти устанавливают под углом 31°48/ ± 1°. На диаметре 1550 мм контролируют угол установки лопасти, равный 23°, которым определяется аэродинамическая характеристика вентилятора. Незначительное отклонение от заданного угла установки лопасти сильно изменяет характеристику.

На вентиляторное колесо сверху приварен штампованный обтекатель из листовой стали толщиной 2 мм. Готовое вентиляторное колесо подвергается статической балансировке (допускаемая неуравновешенность 270 гс-см). Неуравновешенность устраняется приваркой грузов на нижнем диске барабана. Их число допускается не более двух с общей массой 150 г. Отбалансированное вентиляторное колесо в течение 10 мин испытывают на разнос при 1600 об/мин, после чего проверяют состояние сварных швов.

Эксплуатация тепловозов показала, что вентил-ятор (см. рис. 218) не обладает требуемой надежностью и долговечностью. Вследствие недостаточной жесткости на поверхности лопасти в зоне приварки ее электрозаклепками к воротнику появляются трещины, приводящие к разрушению вентиляторного колеса. С мая 1968 г. на тепловозах устанавливают вентиляторное колесо улучшенной Брянским машиностроительным заводом конструкции (рис. 219). На нем приварен жесткий увеличенный по высоте воротник 1, выполненный точным стальным литьем. На штыреобразный выступ воротника насажена и приварена труба 2, в отверстия которой вставлены и заварены четыре бонки 3, расположенные по осям, соответствующим углу установки лопасти. Лопасть 5, насаженная на трубу и приваренная к воротнику жесткости, приклепывается четырьмя заклепками 10 х 50 (ГОСТ 10299—68) к трубе в местах расположения бонок. Только после этого собранная лопасть по периметру воротника приваривается к барабану вентилятора. Размеры, определяющие аэродинамические характеристики этого вентилятора, сохранились такими, как и у вентилятора, описанного выше.

В стальном корпусе 6 (рис. 220) подпятника на двух шариковых подшипниках установлен вал вентилятора холодильника. Верхний подшипник

4 (№ 318 ГОСТ 8338 — 57) насажен с натягом 0,003 — 0,046 мм на вал подпятника 3 и опирается наружным кольцом на бурт в корпусе подпятника, а внутренним — в буртик вала. Между верхним и нижним подшипником 7 № 218 (ГОСТ 8338 — 57) установлена распорная втулка 5, которая и опре-деляет положение подшипника № 218. Нижний подшипник закреплен на валу круглой гайкой М85 х 2 мм. Гайка стопорится замочной шайбой. Подшипники находятся в корпусе подпятника с зазором 0—0,075 мм. Верхний подшипник вентилятора является упорным и воспринимает осевые усилия от вентиляторного колеса, а нижний — радиальные усилия неуравновешенных масс вентилятора.

На нижний конец вала с конусностью 1: 10 посажен фланец / со шпонкой и закреплен на валу корончатой гайкой М48х1,5 мм. Верхний конец, вала подпятника выполнен с конусностью 1 :8. При установке фланца 1 и вентиляторного колеса добиваются, чтобы площадь прилегания конусных поверхностей была не менее 80% общей площади. Сверху подпятник закрыт крышкой с войлочным уплотнительным кольцом. На нижней крышке установлены самоподжимной сальник и войлочное уплотнительное кольцо.

Смазку в процессе эксплуатации добавляют через отверстие 1/8", закрытое пробкой. Для смазки подшипников подпятника применяется консистентная смазка УТВ 1-13. Коническая пробка в нижней крышке используется при промывке. Масса подпятника 90 кг.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 218 Колесо вентилятора
1 — воротник жесткости, 2 — лопасть 3 — обтекатель; 4 — барабан, 5 — ребро жесткости

 

 

 

 

Рис. 219. Колесо вентилятора холодильника улучшенной конструкции
1 — воротник; 2 — труба; 3 — банка; 4 — заклепка; 5 — лопасть
 

 

 

 

 

Рис. 220. Подпятник вентилятора
1 — фланец; 2 — нижняя крышка; 3 — вал; 4 — шарикоподшипник № 318 (ГОСТ 8338—57); 5 — распорная втулка; 6 — корпус подпятника; 7 — шарикоподшипник № 212 (ГОСТ 8338—57)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  ..