Тележка (рис. 137) состоит из следующих основных элементов: рамы
тележки, опор рамы, колесных пар с буксами и осевыми редукторами,
рессорного подвешивания, тормозной рычажной передачи. Задняя тележка
отличается от передней только приваренным к раме тележки кронштейном для
установки конического редуктора привода скоростемера. Других отличий
тележки не имеют. Отдельные элементы тележки — буксовые челюсти, буксы,
рессорное подвешивание, тормозные колодки и башмаки — унифицированы с
магистральным серийным тепловозом ТЭЗ, что упрощает ремонт, уменьшает
номенклатуру запасных частей.
В процессе производства конструкция тележки совершенствовалась. Эти
изменения будут рассмотрены при описании отдельных узлов тележки.
Рама тележки (рис. 138) представляет собой боковины, соединенные между
собой одной шкворневой и двумя концевыми балками. Шкворневая балка,
отлитая из стали 25ЛП, не воспринимает вертикальные нагрузки, так как
шкворень рамы не опирается на дно гнезда шкворневой балки и передает
только горизонтальные усилия.
Вес рамы тепловоза вместе с кузовом и оборудованием передается на
тележку через четыре опоры, расположенные относительно центра шкворня на
окружности диаметром 2602 мм. Такая передача нагрузки в плоскости
боковин дает возможность разгрузить элементы рамы от больших изгибающих
усилий и обеспечить необходимую прочность при относительно небольшом
расходе металла. Кроме того, опоры, отнесенные на значительное
расстояние от шкворня, позволяют обеспечить момент трения, достаточный
для гашения горизонтальных колебаний.
Опоры, расположенные на расстоянии 1 500 мм по длине боковины,
обеспечивают устойчивое положение тележки от действия опрокидывающего
момента при большом тяговом усилии во время трогания тепловоза с места.
Рама тележки сварена из листовой стали марки Ст.
Зсп. Боковины рамы и литая шкворневая балка имеет коробчатое сечение. К
середине сечение шкворневой балки уменьшается, в районе шкворня балка
поднята вверх для установки снизу карданного вала, соединяющего осевые
редукторы в тележке. Для уменьшения износа и возможности ремонта тележки
в гнездо шкворня запрессована и приварена электросваркой сменная втулка,
термически обработанная до твердости НВ-255ч-300. К шкворневой балке с
помощью восьми шпилек крепятся два кронштейна для установки реактивных
тяг осевого редуктора.
На первых тепловозах концевые балки были выполнены из швеллера № 22 с
приваренными к торцам планками. С помощью этих планок концевые балки
крепятся призонными болтами к боковинам. Так как концевые балки мало
нагружены, с 1965 г. их стали изготовлять из швеллера № 18.
Буксовые челюсти отлиты из стали 25J1II, До 1965 г. боковины рам тележек
изготовлялись с загнутым на челюсти нижним листом. С 1965 г. в связи с
переходом на новую конструкцию тележки (тепловоза ТЭЗ) была применена
челюсть с приливом и косым срезом, к которому встык приваривался нижний
лист боковины.
Правильное положение колесных пар в раме тележки зависит от расположения
внутренних поверхностей челюстей боковин. Поэтому перед приваркой
наличников челюсти проверяют и подгоняют к одной плоскости при помощи
подкладок. Схема проверки рамы перед приваркой наличников, а также после
приварки и обработки их показана на рис. 139. Проверка выполняется на
середине высоты буксовых направляющих. Отклонения от крестового
уголь-ника обеих групп буксовых проемов должно иметь одно направление
для данной рамы.
Подкладки к челюстям и наличники к подкладкам прикрепляют при помощи
электрозаклепок. Лобовые наличники приваривают непосредственно к
челюстям электрозаклепками и прерывистым швом по контуру. Подкладки
изготовляют из листовой стали марки Ст. 3, а наличники— из стали марки
60Г (ГОСТ 1050—60) и термически обрабатывают до твердости НВ-285----363.
Снизу к челюсти четырьмя болтами диаметром 28 мм
прикрепляют буксовую струнку. Струнка имеет по концам охватывающие
выступы, которые выполнены с уклоном 1 : 12 и пригнаны к челюсти по
краске, причем пятна краски должны равномерно распределяться на 70%
рабочей поверхности. Чтобы избежать деформации струнок, рекомендуется
подгонку их производить с установленными подкладками, которые при
окончательно укрепленной струнке должны быть зажаты между ней и
челюстью. Головки болтов прихватываются к челюсти электросваркой. На
тепловозе устанавливались струнки как кованые (из стали Ст. 3), так и
литые (из стали 25J1II). С 1965 г. струнки крепятся двумя болтами вместо
четырех.
Рис. 137. Тележка тепловоза:
1 — песочница; 2 — рессорное подвешивание; 3 — рычажная передача
тормоза; 4— колесная пара, буксы и осевой редуктор I и IV осей; 5 — рама
тележки; 6 — колесная пара, буксы и осевой редуктор II и III осей; 7—
реактивные тяги; 8 — опора тележки