Колесная пара (рис. 141) состоит из оси, цельнокатаных колес, осевой
шестерни, лабиринтных уплотнений подшипников и стаканов, на которые
устанавливают осевой редуктор. Диаметр колес по кругу катания равен 1
050 мм. Посадка колес и шестерни осуществляется тепловым методом.
Ось колесной пары изготовляют из стали Оси и она должна удовлетворять
техническим условиям, установленным ГОСТ 3281—53. Поверхности шеек,
подступичную и предподступичную части накатывают роликами с нагрузкой
2500 кГ на ролик, после чего проводится шлифовка этих поверхностей.
Накатка в несколько раз увеличивает усталостную прочность шеек и
уменьшает их износ при перепрессовках подшипников. С одной стороны оси
имеется сверление, в которое запрессовывают втулку с квадратным
отверстием под хвостовик привода скоростемера. Втулка изготовлена из
стали 40 и термически обработана до твердости HRC-37^-44, чтобы избежать
быстрой разработки квадратного отверстия. На тепловозах, начиная с №
2265, применена малогабаритная букса, резьба на концах оси отсутствует.
Для подъемки колесной пары в вертикальном положении выполнена резьба
внутри оси с каждого конца.
При изготовлении оси овальность и конусность буксовых шеек должна быть
не более 0,02 мм, овальность подступичных частей не должна превышать
0,05 мм, а конусность их может быть направлена только к середине оси и
не должна быть более 0,05 мм. При проверке оси в центрах радиальное
биение поверхностей шеек не должно превышать 0,03 мм, подступичной части
колес— 0,1 мм, подступичной части шестерни — 0,1 мм, посадочных мест под
подшипники осевого редуктора — 0,03 мм. Торцовое биение оси и
предподступичных частей не более 0,03 мм.
Цельнокатаные колеса изготовляют из специальной стали и
термообра-батывают. Предел прочности составляет 88—105 кГ/см2,
относительное удлинение и сужение 10%, твердость, замеренная в сечении
на расстоянии 30 мм
от поверхности, должна быть не ниже НВ-260.
Расточка ступицы с обеих сторон имеет заходные конусы, которые
предупреждают задиры при спрессовке, а также снижают концентрацию
напряжений в оси при переходе от напрессованной зоны к свободной
поверхности.
В середине расточки имеется канавка, к которой подходит наклонное
сверление с наружной поверхности ступицы. Через это отверстие при
распрессовке с помощью винтового пресса под давлением 2000—2 500 кГ/см2
подводится масло, которое снижает усилие распрессовки в 10 раз и
предохраняет поверхности от задиров. В каждом колесе имеются два
диаметрально расположенные отверстия технологического назначения.
Овальность цилиндрической поверхности ступицы не должна превышать 0,05
мм, а конусность 0,1 мм.
В собранной колесной паре разность диаметров колес по кругу катания не
должна превышать 1 мм. Для одного тепловоза разрешается подкатывать
колесные пары с разностью диаметров по кругу катания до 1 мм..