Электрические аппараты и приборы тепловозов ТГМ4Б и ТГМ4Бл

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ТГМ4Б и ТГМ4Бл: Руководство по эксплуатации и обслуживанию - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Электрические аппараты и приборы тепловозов ТГМ4Б и ТГМ4Бл



Бесконтактный регулятор напряжения БРН-ЗВ. Регулятор поддерживает с заданной точностью напряжение вспомогательного генератора тепловоза в широком диапазоне изменения частоты вращения и тока нагрузки якоря. Принципиальная схема регулятора напряжения БРН-ЗВ и его подключения в схему тепловоза приведена на рис. 55. Регулятор состоит из двух основных органов — измерительного и регулирующего.

Измерительный орган образуется из стабилитронов ДЗ (Д6) ,Д4, Д5, транзисторов 77, Т2, ТЗ, диодов Д1, Д2, Д7, резисторов R'1, R1, R3, R4, R5, потенциометра R2 и конденсатора С1. Измерительный орган собран по мостовой схеме, в которой стабилизированное напряжение на стабилитроне ДЗ (Д6) сравнивается с напряжением между выводом Я2 и движком потенциометра R2, изменяющимся с изменением напряжения вспомогательного генератора. Стабилитроны Д4, Д5 используются в качестве термокомпенсатора. Потенциометр R2 служит для настройки регулятора на заданное напряжение, диод Д7 — для уменьшения тока утечки транзистора Т, диоды Д1 и Д2 - для защиты переходов транзистора Т1 от обратных напряжений в момент коммутации. Конденсатор С1 сглаживает пульсации напряжения вспомогательного генератора на входе измерительного органа.

Регулирующий орган состоит из тиристоров Т4 и 73, диодов Д8 Д13, Д16, резисторов R6—R9, стабилитронов Д14, Д15, дросселей ДР1 и ДР2 и конденсаторов С2 и С4. Нагрузкой регулирующего органа является обмотка возбуждения вспомогательного генератора, зашунтированная диодом Д10 для уменьшения перенапряжений на обмотке возбуждения в

момент выключения тиристора Т4. Регулирующий орган представляет собой мультивибратор, собранный на двух тиристорах Т4 и Т5.

 

 

 

Рис. 55. Схема электрическая принципиальная регулятора напряжения БРН-ЗВ

 

 

 

 



Входом мультивибратора является ток управляющего электрода, обеспечивающий открывание тиристора Т4. Мультивибратор работает ;дующим образом. После появления напряжения на аноде тиристоров он открывается. Напряжение на конденсаторе С2 возрастает и становятся достаточным для пробоя стабилитрона Д14, Д15. Через стабилитрон протекает ток, который обеспечивает открытие тиристора Т5. Зарядный положительно конденсатор С2 начинает разряжаться через открывающийся тиристор Т5 и еще открытый тиристор Т4. Этот разряд конденсатора закрывает тиристор Т4 путем подачи напряжения обратной полярности. После запирания тиристора Т4 происходит перезаряд конденсатора через обмотку возбуждения ОВ и открытый тиристор Т5. Потенциал анода и ток управления тиристором Т4 растут, тиристор открывается, а тиристор Т5 закрывается разрядным током конденсатора, и процесс повторяется. В результате возникает устойчивый режим токолебаний с частотой, которая определяется значениями резистора  и конденсатором С2.

Периодическое запирание тиристора Т4 в режиме автоблокировки позволяет обеспечить периодическое отключение нагрузки, и схема при необходимости возвращается в режим холостого хода с задержкой, не превышающей периода автоколебаний.

После пуска дизеля напряжение вспомогательного генератора растет пропорционально частоте вращения якоря, поэтому между движком потенциометра R2 и выводом якоря Я2 появится напряжение, пропорциональное напряжению вспомогательного генератора UBг. При этом к управляющему переходу транзистора Т1 приложена разность потенциалов между движком потенциометра и анодом стабилитрона ДЗ. Когда напряжение вспомогательного генератора достигнет 75 В, открывается тиристор Т1, что приводит к открыванию транзисторов Т1 и ТЗ, включенных по схеме составного транзистора.

После открывания транзистора ТЗ им шунтируется переход ’’управ-ющий электрод — катод” тиристора Т4. Ток управления тиристора Т4 резко уменьшается благодаря наличию диода Д17, поэтому он не может включаться. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и напряжения вспомогательного генератора. Снижение напряжения Uвг происходит тех пор, пока напряжение диагонали моста, т. е. на входе транзистора , уменьшается настолько, что транзисторы Т1, Т2 и ТЗ закроются. Схемапереходит в режим максимальной отдачи. Напряжение Uвг растет, и Оцесс повторяется.

Следовательно, процесс регулирования напряжения Uвг имеет колегельный характер, частота которого определяется электрическими и химическими параметрами вспомогательного генератора. Напряжение регулируют изменением среднего значения тока, протекающего по обмотке возбуждения.

В схеме регулятора применено несколько полупроводниковых диодов: диоды Д16, Д8 служат для защиты переходов ’’управляющий электрод — катод” тиристоров Т4 и Т5 от обратных напряжений, возникающих при перезарядке конденсатора С2. Диодом Д8 обеспечивается также защита эмиттер — коллекторного перехода транзистора ТЗ и перехода ’’база — коллектор” транзистора Т2. При помощи стабилитрона Д7 /создается отрицательное смещение на управляющем электроде тиристора Т4, чем обеспечивается отсечка тока управления при открытом транзисторе ТЗ. Для предотвращения потери управляемости регулятором применены отсекающие диоды Д11 мД12.

Дроссели ДР1 и ДР2 применены для защиты тиристоров Т4 и Т5 от коммуникационных импульсов тока. Цепочка, состоящая из резисторов R8, R9 и конденсаторов СЗ, С4, используется для повышения помехоустойчивости регулятора.

Особое внимание при установке нового регулятора БРН-ЗВ следует обращать на соблюдение правильной полярности напряжения, подаваемого с якоря вспомогательного генератора на соответствующие зажимы штепсельного разъема, так как неправильное подсоединение вызывает выход из строя конденсатора С1.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..