Тепловоз оборудован рычажной передачей тормоза с односторонним нажатием
на колесо тормозных колодок. На обеих тележках тепловоза установлены по
два тормозных цилиндра 1 (рис. 155), каждый из которых обеспечивает
работу тормозных колодок с одной стороны тележки. На тепловозах с № 001
по 041 установочный выход штока тормозного цилиндра (60±5) мм,
допускаемый в эксплуатации—120 мм; на тепловозах с № 042—соответственно
(75±5) и 150 мм. Коэффициент нажатия тормозных колодок на тепловозах по
№ 041 составляет 0,4; на тепловозах с № 042 по 138—0,54; с № 139 по 366—
0,5 (а при перестановке валика 19 в отверстиях — 0,76), на тепловозах с
№ 367—0,6.
При торможении сжатый воздух, поступающий в тормозной цилиндр,
перемещает в нем поршень, сжимая отпускную пружину и выдвигая шток,
шарнирно соединенный с горизонтальным рычагом 20. Рычаг, поворачиваясь
вокруг закрепленного в кронштейне валика 19, передает усилие от штока
через вилку 18 и рычаг 5 на тормозную колодку 4 и далее через муфту 8 с
вилками 5 и 10— на рычаг 11 и тормозную колодку 14. Колодки прижимаются
к колесам. При выпуске воздуха из тормозного цилиндра отпуск-ная пружина
разжимается и возвращает рычажную передачу в исходное положение.
Для предотвращения поперечного смещения тормозных колодок относительно
колес на тепловозах с № 001 по 1276 установлены упоры 16 и 17, а с
тепловоза № 378 введены также стяжки 12, соединяющие при помощи валиков
15 два противоположных рычага. На тепловозах с № 1277 упоры отменены,
Равномерность зазора а между колодкой и кругом катания колеса
обеспечивается автоматически при помощи фиксирующего механизма,
состоящего из планки 3 и винтовой пружины, установленной между планкой и
рычагом 11 (или подвеской 2). Один конец планки соединен при помощи
болта с башмаком 13, а другой— с рычагом 11 (или подвеской 2). Сила
трения, создаваемая сжатой пружиной, удерживает планку, а следовательно,
и башмак с тормозной колодкой в том положении относительно круга катания
колеса, которое они заняли после торможения.
Выход штока тормозного цилиндра регулируют при
помощи муфты 8. Для уменьшения выхода штока необходимо, отпустив
контргайки 7 и 9 и поворачивая муфту, раздвинуть рычаги 5 и 11, а для
увеличения выхода штока эти рычаги сдвинуть.
Уход за рычажной передачей тормоза состоит в своевременной ревизии и
смазке тормозных цилиндров, шарнирных соединений; регулировке выхода
штоков; регулярной проверке состояния шплинтов, валиков и смене
тормозных колодок. Допускаемая минимальная толщина тормозной колодки 10
мм.