Топливо на тепловозе хранится в баке, который заполняют через горловины,
расположенные по обеим сторонам тепловоза. В холодное время бак
заправляют подогретым топливом до температуры 20—30° С.
Схема топливной системы представлена на рис. 48. Топливо из бака 28,
пройдя фильтр грубой очистки 2, подается топливоподкачивающим агрегатом
4 или 6 в фильтр тонкой очистки 23, а затем в коллектор топливных
насосов дизеля. Оба фильтра размещены на левой стенке машинного
отделения. Топливо подают непрерывно, что способствует охлаждению
топливных насосов и удалению пузырьков воздуха, которые могут нарушить
нормальную работу системы. В топливной системе предусмотрен
топливоподогреватель 8, в котором топливо подогревают горячей водой
системы охлаждения дизеля.
Топливоподкачивающий агрегат подает топливо больше,
чем необходимо для реализации полной мощности дизеля. Поэтому часть
топлива сливается из коллектора топливных насосов в подогреватель. На
трубопроводе слива находится клапан 22, отрегулированный на давление 1,5
кгс/см2 и поддерживающий постоянное давление в топливном коллекторе
дизеля. Из подогревателя 8 большую часть топлива сливают в топливный бак
и прогревают весь запас топлива, а остальную подают через калиброванное
отверстие диаметром 10 мм и вентиль 1 к раструбу всасывающей трубы,
расположенной в топливном баке.
На нагнетательном топливопроводе имеется предохранительный клапан 7,
отрегулированный на давление 2,5 кгс/см2. В случае загрязнения фильтра
тонкой очистки давление топлива поднимается, тогда оно сливается через
топливоподогреватель в топливный бак. В этот бак сливается также топливо
по трубе 30, просочившееся через форсунки.
Загрязненное топливо, просочившееся через неплотности топливных насосов
и сливающееся из лотков дизеля, собирается в резервуаре 29,
расположенном в топливном баке. Из этого резервуара загрязненное топливо
периодически сливается,наружу.
От сливного трубопровода, идущего от коллектора топливных насосов,
предусмотрена труба с вентилем 19 для заполнения топливом бака 16
котла-подогревателя.
Для контроля за сливом топлива предусмотрены фонарики 10, 15,
18. Для спуска воздуха и эмульсии из системы предусмотрены вентили 11,
20 и игольчатый клапан 9, установленный на топливоподогрева-теле.
Второй топливоподкачивающий агрегат является запасным и установлен на
случай поломки первого. Для его пуска необходимо отключить
автоматический выключатель «Топливный насос», расположенный на пульте
управления; пакетный переключатель ПКНТ, установленный в высоковольтной
камере, поставить в положение, соответствующее работе второго
топливоподкачивающего агрегата. После этого включить автоматический
выключатель «Топливный насос». Для исключения циркуляции топлива через
неработающий топливоподкачивающий агрегат установлены невозвратные
клапаны 3 и 5.
Для контроля за работой топливной системы на пультах управления кабин
машиниста установлены манометры, к которым идут трубки 13 и 14,
фиксирующие давление топлива после фильтра тонкой очистки.
Давление топлива до фильтра тонкой очистки показывает манометр 12,
установленный на щитке в дизельном помещении. Изменение разности этих
давлений позволяет судить о степени загрязнения фильтра тонкой очистки
топлива. Конструкция фильтров грубой и тонкой очистки топлива аналогична
фильтрам, установленным и на тепловозах ТЭЗ и 2ТЭ10Л.
Описанная топливная схема отличается от схемы первых тепловозов
установкой двух (основного и аварийного) топливоподкачивающих агрегатов,
расположенных в одном месте — в шахте охлаждающего устройства дизеля.
На ряде тепловозов часть топлива не сливалась из
подогревателя по отдельной трубе в топливный бак, а все подводилось к
раструбу, через который оно забиралось топливоподкачивающими агрегатами.
Однако практика показала, что при такой схеме оказался недостаточным
подогрев топлива в баке с сильным охлаждением отсеков, в которых
расположены аккумуляторные батареи. Поэтому была восстановлена прежняя
схема, предусматривающая слив части топлива, не прошедшей через
калибровочное отверстие, по отдельной трубе, непосредственно в топливный
бак.
С тепловоза № 0502 в топливной схеме отсутствуют котел-подогреватель с
баком для топлива 21, 16, вентили 17, 19, 20 с трубопроводами. В
остальном система оставлена без изменения.
Рис. 48. Схема топливной системы дизеля:
I, 11, 17, 19, 20 — вентили; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3, 5 —
невозвратные клапаны; 4, 6 — топлнвоподкачивающне агрегаты; 7 —
предохранительный клапан на 2,5 кгс/см2; 8 — топливоподогреватель; 9 —
клапан игольчатый; 10, 15, 18 — фонарики; 12 — манометр; 13, 14 — трубки
к электротермометрам на пультах задней и передней кабин; 16 — бак
топлива для котла-подогревателя; 21 — котел-подогреватель; 22 —
перепускной клапан на 1,5 кгс/см2; 24 — фильтр тонкой очистки топлива;
23 — гаситель пульсации; 25, 27 — шланги; 26 — заливочная горловина; 28
— бак топлива; 29 — резервуар для сбора грязного топлива и воды; 30 —
сливная труба топлива из форсунок; 31 — дизель: А — пульт передней
кабины; Б— пульт задней кабины