ТИПОВОЕ ТЕПЛОВОЗНОЕ ДЕПО ЛЕСОВОЗНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Тепловозное депо является важнейшей частью локомотивного хозяйства
узкоколейной железной дороги. Оно необходимо для обеспечения
рациональной организации технического обслуживания и ремонта тепловозов.
В материально-техническую базу тепловозного депо входят здания депо и
мастерских с необходимым оборудованием и служебно-бытовыми помещениями,
устройства и сооружения для экипировки и технического осмотра
локомотивов.
Ремонтные службы депо железных дорог нормальной колеи имеют
специализированные цехи для проведения различных видов ремонта. Депо и
ремонтные мастерские лесовозных УЖД должны иметь специализированные
участки с размещением соответствующего оборудования по группам.
В составе тепловозного депо и ремонтных мастерских необходимо иметь
отделения: механическое, ремонта экипажной части, ремонта гидропередач,
сварочное; участки: ремонта двигателей, ремонта топливной аппаратуры,
кузнечный, ремонта электрооборудования, обслуживания аккумуляторов,
инструментальную и материальную кладовые.
В зависимости от программы ремонта и наличия кадров специалистов эти
отделения и участки можно совмещать. Могут быть организованы и
дополнительные отделения или участки, например для обслуживания
тормозного оборудования, автоматики, холодильников, компрессорное
отделение и т. д. Кроме производственных и вспомогательных помещений
депо должно иметь служебные и бытовые помещения, технический кабинет
начальника депо, комнату мастеров, комнату для отдыха локомотивных
бригад, бытовку, душевые, туалет, умывальник и др.
На лесовозных дорогах лесозаготовительных
предприятий, расположенных в северных районах с низкими температурами в
зимний период, в депо необходимо предусмотреть стойла для отстоя
локомотивов и ежесменного технического обслуживания. Число стойл
определяется по числу тепловозов и дрезин. Стойла должны иметь
габаритные размеры, обеспечивающие размещение подъемно-транспортных
средств, оборудования для обслуживания и мелких ремонтов экипажной
части.
Механическое отделение. Здесь изготавливают несложные детали,
валы, оси, шестерни, болты, гайки и т. п. Для этого механическое
отделение оснащено соответствующим парком станочного оборудования:
токарными станками 1М95 и 1К62, горизонтально-фрезерным станком 6Н80,
сверлильными станками 2Н135 и 2М112, точильным станком 3B632,
шлифовальными станками 3A130 и 3724, долбежным станком 7А420,
поперечно-строгальным станком 7А311, зубонарезными станками.
Следует отметить, что здесь и далее в оборудовании участков дается
примерный его состав, который в каждом отдельном случае может быть
заменен аналогичным оборудованием.
Участок ремонта дизелей. Предназначен для разборки, замены
неисправных узлов, последующей сборки, обкатки и отладки дизелей. Здесь
же можно организовать ремонт компрессоров и автотормозного оборудования
тепловозов. Для выполнения этих работ должно быть установлено
оборудование: консольно-поворотный кран КПК-1,5 грузоподъемностью 1,5 т,
ванна ТК-410-67 для очистки дизеля от нагара, ванна моечная передвижная
ОМ-1316, испытательная станция дизелей 1Д12-400 с асинхронным
электродвигателем ТК-434-64, приспособление для центровки двигателя
1Д12, устройство КИ-9918 ГОСНИТИ для определения величины зазоров в
клапанном механизме газораспределения, приспособления ПР-1894 и
ТК-403-64 для пайки холодильников, стенд ПР-312А для опрессовки
холодильников, стенд для промывки холодильников, приспособление для
съема и посадки поршневых колец, извлечения и посадки гильзы, стенд для
обкатки компрессора, наборы универсального и специального инструмента.
Участок топливной аппаратуры. Предназначен
для ремонта, регулировки и отладки топливной аппаратуры, топливных
насосов, форсунок. Этот участок необходимо размещать в отдельном боксе.
Участок должен быть обеспечен следующим оборудованием: ванной для
промывки деталей топливной аппаратуры, для дизелей 1Д12 съемники
форсунок ПР1012, стенд А334 для проверки фильтров тонкой очистки
топлива, стенд СТ 516-21 для разборки и сборки топливных насосов, стенды
А-325, А-53 для испытаний топливных насосов, съемник муфты топливного
насоса ПР 516-16, съемник крестовины регулятора ПР 516-17, комплект
приборов для проверки топливной аппаратуры дизелей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206,
стенд А 106.02 для испытания форсунок,
станок ПР279.27 или Г1Р279.28 для притирки деталей
топливной аппаратуры, наборы универсального инструмента.
Отделение ремонта гидропередач. Это
отделение организуют на лесовозных железных дорогах I категории, при
наличии большого числа тепловозов с гидропередачей. Имеющееся
оборудование должно обеспечить разборку гидропередачи, замену
неисправных узлов или деталей, последующую сборку и отладку. В этом же
отделении целесообразно предусмотреть обслуживание и ремонт секций
холодильников, масляных фильтров, гидравлического оборудования. К
оборудованию этого отделения относятся: винтовой пресс 55-371А-01 для
демонтажа деталей с гарантированным натягом, гидравлический пресс для
демонтажа гидропрессовых соединений, ключ 55-371А-02А для клапанов,
круглогубцы = 200 мм для демонтажа пружинных колец, приспособление
для демонтажа главного вала, часовой индикатор ИЧ-10, комплекты
универсального слесарного инструмента, сменные наконечники 58.00.04.001;
Т45.02.40.951, пистолет 199 для обдува деталей воздухом, подставки для
гидропередач и корпусных деталей, слесарный верстак ОРГ-1468-01-060А,
стеллаж ОРГ-1468-05-230А для хранения деталей и запчастей.
Сварочное отделение. Предназначено для электрогазосва-рочных
работ, расположено в отдельном, изолированном помещении. Необходимые
инструмент и оборудование: однопостовой сварочный трансформатор ТС-300
или ТС-500 или электроагрегат универсальный ПВ-10А («Пуск-А»),
ацетиленовый генератор АНБ-1,25-72, кислородный, баллонный редуктор
ДКД-8-65 или ДКД-15-65, комплект горелок «Звездочка» для ручной
ацетиленово-кислородной сварки и пайки, комплект горелок ГО-3 средней
мощности, комплект резаков «Факел», бачок БГ-63 для жидкого горючего,
керосинокислородный резак РК-62, рукав I для подачи ацетилена (/ = 30 м)
по ГОСТ 9358—60, рукав III для подачи кислорода (/ = 30 м) по ГОСТ
9356—60, шкаф Р-406 для хранения баллонов с кислородом, шкаф Р-934 для
хранения инструмента, стол ОКС-7547 для газосварочных работ, стол
ОКС-7523 для электросварочных работ, щит ОРГ-1468-07-050 для сварочных
работ, точильный шлифовальный аппарат 3E631, машинка шлифовальная
электрическая ИЭ8201А с гибким валом, маска сварщика, тележка для
перевозки сварочных баллонов.
Кузнечный участок. Предназначен для горячей
обработки металлов, изготовления поковок, ремонта отдельных деталей, его
располагают в изолированном помещении. На участке имеется следующее
оборудование: кузнечный горн на один огонь, кузнечный вентилятор
ОКС-3361, ковочно-пневматический молот 410 или 4129, кузнечная двурогая
наковальня, стуловые тиски № 3, ларь для кузнечного инструмента, ларь
для угля, набор кузнечного инструмента АК, ванны для закалки деталей в
воде и масле, точильно-шлифовальный станок 3B632, электро-печь
СНО-3,6,5.2/10-М01, прибор для измерения твердости материалов переносной
ТШП-2Х, хромировочную установку ОГ-1349А.
Отделение ремонта электрооборудования. Предназначено для ремонта
и регулировки систем автоматики управления, электрических агрегатов,
имеющихся на тепловозах, электрических реле, вентилей,
электроизмерительных приборов и датчиков. Отделение располагают в
отдельном помещении и оборудуют комплектом инструментов 2443 для
технического обслуживания электрооборудования, прибором Э-202 для
проверки якорей генераторов и стартеров, контрольно-испытательным
стендом 532М для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров,
установкой А52.02 для проверки и регулировки реле и аппаратов тепловозов
(в цехах и на тепловозе), мегометром Ml 10! и Ml 102, комбинированным
прибором 437, селеновым выпрямителем ВСА-5, ВСА-10А (ВСА-111А),
пистолетом 199 для обдува деталей сжатым воздухом, приспособлением для
очистки и продорожки канавок между коллекторными пластинами,
приспособлением для разделки фасок коллекторных пластин, индикатором
часового типа 04-10, набором ПИМ-1424 инструментов для
слесаря-электрика, комплектом гаечных двухсторонних ключей И-105М-1.
Участок обслуживания аккумуляторов. Предназначен для ремонта
аккумуляторных батарей, приготовления и смены электролита, зарядки
аккумуляторных батарей. Участок располагают в изолированном помещении с
обязательной принудительной вентиляцией и оснащают следующим
оборудованием: комплектом приборов и инструментов Э-401 для технического
обслуживания аккумуляторных батарей или комплектом приборов,
приспособлений и инструмента КИ-389 для технического обслуживания
аккумуляторов, приспособлением ОР-9959 для зачистки клемм и отвертывания
пробок стартерных аккумуляторных батарей, тележкой П-206 для
транспортирования и разлива серной кислоты, ваннами Э-404 для слива и
приготовления электролита, мерной керамической кружкой, стеллажами для
установки и хранения аккумуляторных батарей, переносным бачком для
заливки аккумуляторов, электродистиллятором Д-1 или Д-4, селеновыми
выпрямителями ВСА-5А или ВС А-111 К, нагрузочной вилкой ЛЭ-2, тележкой
для перевозки аккумуляторных батарей.
Отделение ремонта экипажной части.
Предназначено для технического обслуживания и ремонта тележек
тепловозов, проточки колесных пар, ремонта механических рычажных частей
тормозного оборудования, освидетельствования и ремонта осевых
редукторов. Отделение экипажной части имеет следующее основное
оборудование: однобалочный мостовой кран (грузоподъемностью не менее 5
т), электромеханический домкрат ТЭД-30 или передвижной
электромеханический домкрат, пресс гидравлический А958 с усилием 1200
кН, насосную станцию
А962 для гидравлического пресса или пресс гидравлический ПГО-70,
компрессор воздушный поршневой ГСВ 1,0/12 с подачей 1 м3/мин (1101-В5)
или установку компрессорную ВУ-3/8, токарно-гидрокопировальный станок
РТ-366, настольный сверлильный станок 2М112, сверлильную электрическую
машину И-28, сварочный однопостовый трансформатор ТС-300 или ТС-500,
маску сварщика, балансировочный станок К.И-4257 или 4К-000 для
статической балансировки, балансировочную универсальную машину БМ-44
(4274), стенд для обкатки осевых редукторов, установку ЦКБ-1147 для
промывки маслосистемы дизеля, дефектоскоп ДГС-М для проверки бандажей,
шеек колесных пар, дефектоскоп ДГН-1Б, ванну моечную передвижную
ОМ-1316, установку смазочно-заправочную 3141, электромеханический
солидолонагнетатель НИИАТ-390, шприц 142, козлы-опоры под тепловоз,
пистолеты для обдува деталей воздухом, шаблоны для измерения проката и
толщины гребня бандажа, приспособления для измерения радиального зазора
в подшипниках качения, прочий мерительный инструмент, комплект
инструмента «Большой набор» ПИМ1514А, пистолет распылитель КР-10,
верстак слесарный ОРГ-1468-01-060А.
Инструментальная и материальная кладовая. Ее располагают в
изолированном хорошо запирающемся боксе и сосредотачивают весь имеющийся
в депо ручной и механизированный инструмент, мерительный инструмент,
резцы, сверла и т. д. Здесь же хранятся материалы, идущие на ремонт в
небольших количествах.
По каждому отделению или участку должен быть назначен ответственный
мастер, бригадир или рабочий высокой квалификации, который бы отвечал за
сохранность и работоспособность оборудования, за качество ремонта и
технического обслуживания тепловозов и их основных систем и узлов.