ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗИМНЕЕ
ВРЕМЯ тепловозов ТУ6А и ТУ7
Перевод тепловозов с летней эксплуатации на зимнюю проводят осенью во
время сезонного технического обслуживания. Летнюю смазку меняют на
зимнюю; проверяют исправность терморегуляторов системы охлаждения,
отопления кабины машиниста, пусковых подогревательных устройств;
подготавливают утеплительный чехол, отепляют трубопроводы, наиболее
подверженные замерзанию, подзаряжают, утепляют аккумуляторные батареи;
устраняют неплотности дверей, пола и окон в кабине машиниста. Сезонное
обслуживание дизелей производится в соответствии с инструкцией по
эксплуатации дизелей 1Д12 и ЯАЗ-М204А.
При низкой температуре воздуха вязкость масла на трущихся поверхностях
повышается, вследствие чего затрудняется поворот коленчатого вала
дизеля. При замедленном вращении коленчатого вала повышаются утечки из
рабочей полости цилиндра в фазе сжатия, увеличивается теплоотдача к
стенкам цилиндров и камеры сгорания, уменьшается нагрев засасываемого в
цилиндры воздуха, что ухудшает самовосстановление топлива в камерах
сгорания. Кроме того, ухудшаются смесе-образование и распыление топлива
в камерах сгорания вследствие повышения вязкости и ухудшения
испаряемости его.
Для облегчения эксплуатации дизеля зимой необходимо залить топливный и
масляный баки зимними сортами топлива и масла, систему охлаждения
низкозамерзающей жидкостью. При температуре окружающего воздуха ниже 5
°С перед пуском нужно разогреть дизель с помощью пускового подогревателя
или путем заливки горячей воды. Одновременно с заправкой горячей водой
масляный бак заполняют нагретым до 80... ...90 °С маслом.
Горячую воду заливают в такой последовательности: через кран
циркуляционного насоса в систему наливают воду, нагретую до 70...80°С, а
затем воду, нагретую до 90°С до тех пор, пока из сливного крана не
пойдет горячая вода и не прогреется корпус циркуляционного насоса.
При эксплуатации дизеля в условиях особо низких темпераТУР (—20 °С и
ниже) для разогрева подшипников и каналов системы смазки в картере
рекомендуется перед пуском заправить картер зимним маслом, разогретым до
80 .. .90 °С за 15... ... 20 мин до пуска дизеля.
Время запуска, т. е. время нажатия на кнопку «Пуск», следует увеличить в
2... 3 раза по сравнению с летним временем-.
При эксплуатации в зимнее время особенно опасно появление воды в масле и
топливе. Вследствие замерзания воды в топливе может прекратиться его
падача, так как частицы льда могут закрыть отверстия в сетчатых фильтрах
топливного бака. При работе в зимнее время необходимо чаще продувать
главные резервуары, отстойники воздушных магистралей и через концевые
краны всю воздушную магистраль.
В случае остановки дизеля следует внимательно следить за температурой
воды и масла, которую следует поддерживать либо пуском дизеля, либо при
помощи подогревателя. При длительной остановке дизеля охлаждающую
жидкость и масло нужно слить. Масло сливают после остановки дизеля, воду
при температуре не ниже 50 °С. Для слива охлаждающей жидкости открывают
сливные краны, а также пробки на заливной горловине радиатора. Сразу
после слива охлаждающей жидкости необходимо провернуть несколько раз
коленчатый вал дизеля без подачи топлива с целью удаления остатков
жидкости из насоса во избежание примораживания крыльчатки. Сливные краны
оставляют открытыми. Если система охлаждения заправлена низкозамерзающей
жидкостью, ее сливать не нужно.
У тепловоза ТУ7 необходимо также следить за температурой масла в
гидропередаче, так как холодное масло из-за повышенной вязкости ухудшает
наполнение гидроаппаратов. Резкий перепад температуры масла приводит к
конденсации влаги из воздуха, что может вызвать коррозию подшипников и
других деталей гидропередачи, уменьшая срок их службы.
В зимний период чаще проверяют плотность
аккумуляторных батарей. В сильные морозы часто замерзает электролит в
разряженных или недостаточно разряженных батареях. Батарею, разряженную
зимой более чем на 25%, снимают и отправляют на зарядку.
Необходимо следить за исправностью системы отопления кабины машиниста.
Не допускать применения для отопления кабины самодельных железных печек.
В настоящее время ведутся работы по оборудованию кабины устройствами для
подогрева пищи.