ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
ТЕПЛОВОЗОВ НА ЛЕСОВОЗНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
Эффективная эксплуатация тепловозного парка УЖД лесозаготовительных
предприятий зависит в основном от качественного и своевременного
проведения технического обслуживания и ремонтов. Все предприятия
Минлесбумпрома СССР осуществляют планово-предупредительную систему
технического обслуживания и ремонта. В депо лесовозных узкоколейных
железных дорог эта система представляет собой комплекс
организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке
для обеспечения работоспособности и исправности подвижного состава в
течение всего срока его службы, на обеспечение меньшей интенсивности
изнашивания деталей, на предупреждение отказов и неисправностей, а также
на своевременное их выявление. Техническое обслуживание является
профилактическим мероприятием, проводимым по графикам через определенное
время.
Ремонт подвижного состава — это комплекс работ,
направленных на восстановление нормального технического состояния путем
устранения повреждений и восстановления работоспособности деталей и
узлов.
Техническому обслуживанию тепловозы подвергаются, как правило,
принудительно (по плановому графику), а ремонту при необходимости, за
исключением подъемочного ремонта. Действующая система технического
обслуживания и ремонта тепловозов приведена в табл. 9.1. Средние
нормативы, утвержденные Минлесбумпромом в 1979 г., лесозаготовительным
предприятиям предоставлено право корректировать, исходя из местных
условий эксплуатации. Для тепловозов, ранее прошедших капитальные
ремонты, эти сроки могут быть уменьшены на 10.. .15 %.
Для тепловозов, работающих только на вывозке леса без производства
маневровых работ, сроки между обслуживаниями и ремонтами определяют по
величине пробега локомотива в километрах, а для тепловозов, работающих
на хозяйственных работах, вывозке и маневрах, — по количеству
отработанных машино-часов.
При выполнении технического обслуживания и текущих ремонтов тепловозов
допускаются от установленных нормативов трудозатрат и простоев
отклонения в пределах ±20% в зависимости от местных условий. Так, при
обслуживании тепловозов зимой в неотапливаемых помещениях или при работе
в трудных условиях межремонтные пробеги могут быть уменьшены, а
трудозатраты на их проведение увеличины до 15%.
Назначение ежесменного обслуживания (ЕО)—подготовить тепловоз и
обеспечить его нормальную работу в течение всей рабочей смены. ЕО
позволяет непрерывно контролировать работоспособность тепловоза,
своевременно выявлять и предупреждать неисправности, поддерживать
нормальное функционирование всех его узлов. Поэтому ЕО является одним из
основных видов технического обслуживания, обеспечивающих безотказную
работу тепловозов.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) предназначено для периодической
проверки состояния основных агрегатов и узлов тепловозов, устранения
неисправностей, которые тепловозная бригада не может исправить
собственными силами.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматривает более глубокий
контроль технического состояния узлов и агрегатов тепловоза с
проведением регулировок важнейших узлов дизеля, гидропередачи,
электрооборудования, экипажной части.
Подъемочный ремонт (ПР) вызывается необходимостью обточки бандажей
колесных пар, сменой или переборкой дизеля и проверкой состояния
трансмиссии. При этом также устраняют все обнаруженные неисправности
узлов и агрегатов.
Текущий ремонт (ТР) проводят по потребности с целью восстановления
работоспособного состояния узлов и агрегатов
тепловоза путем устранения поломок и
неисправностей, возникших во время эксплуатации.
Капитальный ремонт (КР) проводят на заводах, где восстанавливают и
доводят все узлы и агрегаты до состояния, обеспечивающего исправную
работу тепловоза до следующего капитального ремонта.
Ниже приведен примерный перечень работ, который рекомендуется выполнять
при технических обслуживаниях и ремонтах.
9.1 Система технического обслуживания и ремонта
Тепловоз
Вид технического
обслуживания (ТО) или ремонта
Обозначение ТО или
Периодичность
выполнения ТО и ремонтов,
Число ТО (ремонтов)
в цикле с начала эксплуатации до первого КР