КОНТРОЛЬНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ АРМАТУРА
ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Особенности конструкции
Контрольно-предохранительная арматура
содержит предохранительный и скоростной клапаны, вентиль максимального
наполнения и газовые фильтры.
Предохранительный клапан для баллонов с СНГ (рис. 89), устанавливаемый
на грузовых автомобилях, прямого действия и предназначен для поддержания
давления в газовом баллоне выше 1,6 МПа. Клапан состоит из корпуса 5,
крышки 1, запирающего элемента 4 с уплотнителем 6, штока 3 и пружины 2.
Запи-рающий элемент 4 начинает открываться при давлении превышающем 1,6
МПа. При этом газ преодолевает сопротивление пружины 2, отжимает элемент
4 от седла и выходит в атмосферу.
Работоспособность предохранительного клапана проверяют вытягиванием
штока 3, который упирается в элемент 4 с уплотнителем 6. Корпус 5
клапана изготовлен из латуни.
Предохранительный клапан с нагруженной пружиной (рис. 90) состоит из
седла 1 с отверстием 7, перекрываемым уплотнителем 6, подвижного стакана
2, нагруженного пружиной 3, регулировочной гайкой 4, установленной на
резьбе в корпусе 5. Если давление в баллоне превышает 1,6 МПа, то газ
отжимает уплотнитель 6 со стаканом 2 от седла 1 и выходит в атмосферу.
Предохранительный клапан тарельчатого типа, устанавливаемый на
криогенных баллонах, приведен на рис. 91. Клапан имеет пружину 4, шток
2, на котором размещены стакан 3, шайба 5 и пружина 4. В корпусе 9
установлено седло 10 с запорным элементом 11. Между седлом 10 и корпусом
9 расположена уплотнительная прокладка 1. Регулировочная муфта 7
прикреплена к корпусу стопорным винтом 6.
Давление срабатывания клапана составляет 0,3+0’и МПа. При давлении 0,29
МПа клапан должен быть герметичным.
Регулировка клапана осуществляется вращением гайки 7 и седла 10. После
регулировки клапан пломбируют; корпус 9 и предохранительный колпак 8
соединяют проволокой 13, на которую ставят пломбу 12.
При отказе предохранительных клапанов происходит
утечка через них газа. Причина неисправности — нарушение регулировки или
поломка пружины. Для обнаружения неисправности необходимо проверить
давление срабатывания клапана. Чтобы устранить неисправность, нужно
отрегулировать клапан или заменить его.
По конструктивным соображениям предохранительный клапан может быть
совмещен в одном блоке с контрольным клапаном (рис. 92).
Предохранительный клапан состоит из запирающего элемента 3, уплотнителя
2, обоймы 5 и пружины 4. Клапан регулируют на давление 1,6 МПа. По
достижении этого давления газ, преодолевая усилие пружины 4, выходит в
атмосферу. Обойму 5 предохранительного клапана после его регулировки
пломбируют.
Контрольный клапан с шаровым наконечником 1 предназначен для контроля
максимального наполнения баллона жидкостью. Во время заправки клапан
нужно отвернуть на четыре— пять оборотов. При появлении жидкости из
отверстия штуцера 6, что соответствует заполнению баллона на 90% полного
объема, наполнение баллона необходимо прекратить. После
окончательного заполнения баллона контрольный
клапан 7 следует плотно завернуть.
Рис. 89. Предохранительный клапан для баллонов
грузовых автомобилей, работающих на СНГ: а — семейства ЗИЛ; б —
семейства ГАЗ
Рис. 90. Предохранительный клапан с нагруженной
пружиной
Рис. 91. Предохранительный клапан тарельчатого типа
Рис. 92. Блок предохранительного и контрольного
клапанов