В настоящее время в Саппоро эксплуатируются две
линии метрополитена: Асабу-Макуманаи протяженностью 14,3 км,
пересекающая город с севера на юг, и линия «восток-запад» с конечными
станциями Котони и Син Саппоро протяженностью 17,3 км. Обе линии
пересекаются в центре города, где пересадочным пунктом служит станция
Одори. Они перевозят до 540 тыс. пассажиров в сутки, что составляет 37%
общего объема пассажирских перевозок.
Метрополитен занимает важное место в транспортном обеспечении города,
особенно его центральной части. Многие авто-
бусные маршруты, в том числе пригородные, связаны с
метрополитеном. Путь на ряде участков действующего метрополитена
построен на эстакадах, причем неблагоприятные погодные условия зимнего
периода не влияют на работу линий, так как путь снабжен защитной
галереей с обшивкой из профилированных алюминиевых листов.
Строящаяся третья линия метрополитена протяжением 8 км с конечными
станциями Сусикино и Сакаэмати свяжет центр города с северо-восточными
районами. Новая линия по плану должна быть передана в эксплуатацию в
1988 г. Как и на действующих двух первых линиях на новой линии будут
использоваться вагоны на пневмошинах. Конструкция верхнего строения пути
имеет стальные направляющие для колес, изготовленные из швеллеров и
смонтированные на бетонном основании.
На вновь сооружаемой третьей линии так же, как и на действующей второй
линии, будет применена, наряду с диспетчерской централизацией, новейшая
система автоматизации диспетчерского управления, устройство автоведения
поезда (автомашинист), система рекуперативного торможения. На этой линии
предполагается применить интегральную оптическую управляющую систему,
которая будет функционировать совместно с действующей ныне на
метрополитене сетью связи и управления. Система будет рассчитана на
выполнение следующих функций: управление движением поездов, контроль за
состоянием оборудования, выдача аварийно-предупредительных сигналов,
управление устройствами электроснабжения, билетопечатающими машинами и
машинами для контроля проездных документов на станциях, установками для
оповещения пассажиров, устройствами для надзора за положением на
станциях и пассажирских платформах.
Предусмотрена также система автоматизированного управления движением
поездов без машиниста на путях (длиной 1,3 км), связывающих метродепо
Хигаси с линейной станцией Хибарига-ока. Это депо будет обслуживать
поезда третьей линии.
Пассажирские платформы на линии будут иметь необходимую длину для приема
8-вагонных поездов, однако на начальной стадии поезда будут
формироваться из 6 вагонов.
На линии внедрена система утилизации «бросового» тепла, которое будет
использоваться затем для обеспечения работы отопительных установок и
кондиционеров в расположенных вблизи линии служебных зданиях. На крупных
станциях устанавливаются лифты для пассажиров, ограниченных в
подвижности. На всех станциях предусмотрен монтаж специальных перил для
ориентировки слепых пассажиров.
Программой развития метрополитена в Саппоро предусмотрено продление
некоторых действующих линий. К 1995 г. будет продлена на 3 км (до
станции Тэини-Хигаси) вторая линия, а третью строящуюся линию
предполагается продлить на 8 км — до станции Китано. Этот участок
планируется ввести в эксплуатацию в 1997 г.