Токийский метрополитен

  Главная       Учебники - Метро      Метрополитены (Калиничев В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Метрополитены Токио и Саппоро (Япония)
 


Токийский метрополитен

 

 Столица Японии Токио — самый крупный город мира. Вместе с Иокогамой и пригородами население города составляет около 30 млн. человек. Метрополитен Токио перевозит большое количество пассажиров, которые предпочитают собственному транспорту общественный, поскольку он доставляет их на работу или с работы значительно быстрее. По годовому объему перевозок Токийский метрополитен уступает только Московскому метрополитену, перевозя ежегодно более
2,1 млрд. пассажиров.

Эксплуатация метрополитена осуществляется двумя компаниями: Управлением пассажирского транспорта и Транспортным бюро.
Технические характеристики Токийского метрополитена

 

 

 

 

 

 

По сравнению со многими другими метрополитенами Токийский был построен значительно позднее. В нем поначалу не было очень острой необходимости, так как город был покрыт густой сетью электрифицированных еще в начале XX века железных дорог. Пригородные поезда, хотя и с большим напряжением, но справлялись с перевозками пассажиров. Но уже в первые десятилетия двадцатого столетия потребность в строительстве метрополитена стала очевидной. Лишь сильное землетрясение (в 1923 г.) помешало его строительству.

Первую линию длиной 2,2 км начали строить в 1925 г. по инициативе инженера Тохуйи Харакарона и уже 30 декабря 1927 г. на ней было открыто движение поездов. Строительство велось открытым способом с использованием опыта американских метростроителей, в очень сложных гидрогеологических условиях. Здесь чередовались песок, глина, скальный грунт, ил и даже слои вулканического пепла, поэтому строительство велось сравнительно медленно.

В отдельных случаях проходка производилась и закрытым способом с помощью проходческих щитов. Облицовка межстан-ционных и станционных тоннелей осуществлялась чугунными или железобетонными тюбингами. Станции строились в тоннелях круглого сечения диаметром 7,24 м. Из-за сложности строительства к 1939 г. было построено только 15,5 км линий. Активно начали строить метрополитен только после второй мировой войны.

Около 85% линий метрополитена проходят в тоннелях и лишь 15% на эстакадах или по поверхности. Это объясняется, прежде всего, дороговизной земли, стоимость которой из года в год возрастает и сейчас превышает 8 млн. иен (около 25 тыс. рублей) за квадратный метр.

Железные дороги Японии вначале имели колею 1067 мм, позднее стали строить дороги с колеей 1435 мм. Это отразилось и на колее линий метрополитена, которая для различных линий неодинакова. Положительным фактором является однотипность вагонов для всех линий как железнодорожных, так и метрополи-теновских, что позволяет организовать беспересадочное следование пассажиров по всем участкам общественного транспорта.

Однако разнообразие технических характеристик железнодорожного пути, систем энергоснабжения создает значительные трудности по комплексному использованию линий. На метрополитене применяется как европейская колея 1435, так и японская 1067 мм. Имеется две системы энергоснабжения напряжением 600 и 1500 В. Токосъем осуществляется либо с помощью третьего (контактного) рельса, либо троллейным способом.

По линиям метрополитена нередко курсируют поезда государственных и частных железных дорог, а поезда метрополитенов часто можно встретить на участках пригородного движения. Пригородные поезда доставляют пассажиров без пересадки с

окраин в центр города, что позволяет сократить время в пути и уменьшить автомобильное движение.

Пример. На линии Асакуса используется троллейный токосъем, напряжение питания 1500 В и рельсовая колея 1435 мм. Пути проложены в тоннеле прямоугольного сечения. Линия оборудована автоблокировкой с автостопами. Поезда с этой линии переходят на вторую линию метрополитена Хиби (с такими же техническими характеристиками), которая проложена от промышленного района Кита-Сэню к центру в южном направлении. На северной окраине эти поезда могут перейти на линию железной дороги Тобу, принадлежащую частной компании. В пригороде Нака-Мегутю в юго-западной части Токио метропоезда выходят на линии государственной железной дороги Токио-Кюню.

На большинстве линий действует автоматическая блокировка с трехзначной сигнализацией и автостопами, а подвижной состав оборудован системами ограничения скорости. Вождение поездов осуществляется непосредственно машинистом, только одна линия оборудована системой автоматического ведения поездов.

Старейшей на метрополитене является линия Гинза. Она оборудована автоблокировкой, имеет колею 1435 мм и тоннель прямоугольного сечения с опорами, установленными на междупутье. Токосъем осуществляется с контактного рельса. Железнодорожный путь выполнен на железобетонных полушпалках, забетонированных в основание пути, с резиновыми прокладками, креплением и противоугонами. Такая оригинальная конструкция пути присуща только этому участку.

На Японских метрополитенах эксплуатируется подвижной состав, отвечающий современным техническим требованиям. Кузов выполнен из нержавеющей стали или алюминиевых сплавов, торможение — рекуперативное. Длина состава — от 5 до 10 вагонов в зависимости от пассажиропотока. Минимальный интервал между поездами—110 с, вместимость вагона — 140— 160 пассажиров.

Планируется дальнейшее развитие метрополитена. В перспективе будет введено дополнительно 3 участка, и общая протяженность метрополитена составит 574 км. Планируется строить диаметральные линии, что позволит соединить по кратчайшему пути окраины города с центром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..