Ремонт оси, ступицы и рулевой трапеции прицепа МАЗ-5207В

  Главная       Учебники - Транспорт      Прицепы и полуприцепы МАЗ. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (Высоцкий М. С.) - 1978

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Ремонт оси, ступицы и рулевой трапеции прицепа МАЗ-5207В

 

 Неисправностями передней оси, вызывающими необходимость проведения текущего ремонта, являются: износ посадочных мест под шкворни в балке, износ шкворней и втулок, износ шеек под подшипники на поворотных цапфах, погнутость балки.

Ремонт передней оси, как правило, заключается в замене шкворневых втулок и значительно реже — шкворня и распорной втулки (в случае многократных замен втулок шкворня). Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо и покачивая его с помощью монтировочного ломика. При этом следует различать люфт в подшипниках ступицы колеса и люфт во втулках шкворня.

Снятие передней оси рекомендуется выполнять в следующем порядке:

ослабить гайки крепления колес и гайки стремянок рессор, поднять домкратом переднюю часть прицепа и поставить на подставки или козлы;

снять колеса, отсоединить поворотные тяги 17 (см. рис. 27) поворотных рычагов 15 и тормозные шланги от тормозных камер;

поднять ось домкратом и, отворачивая попеременно гайки стремянок рессор, освободить балку 20 от рессор; выкатить ось из-под прицепа.

Разборку передней оси удобнее проводить на стенде. Порядок разборки следующий:

расшплинтовать и отвернуть гайки крепления поворотных рычагов 15 и снять рычаги;

снять крышки 2 ступиц с прокладками и отвернуть контргайки 31 и гайки 34 крепления ступиц;

с помощью съемника снять ступицы 35 в сборе с тормозными барабанами 7. При необходимости снять тормозные барабаны;

отсоединить и снять регулировочные рычаги и тормозные камеры, снять тормозные колодки, предварительно освободив их от стяжных пружин, и вынуть разжимный кулак;

снять суппорты, предварительно отвернув болты их крепления, и выпрессовать шкворни, предварительно отогнув стопорные шайбы и отвернув гайки;

снять поворотные цапфы 1.

Для выпрессов-ки колец подшипников из ступиц надо использовать съемник.

Ремонт деталей передней оси. Разобранные детали передней оси промывают, после чего определяют внешним осмотром и замерами, пользуясь табл, 12, пригодность деталей к дальнейшей эксплуатации.

 

 

 

 

Таблица 12

 

 

 

 

 

Ремонт балки передней оси. Наиболее часто встречающимися дефектами балки передней оси являются погнутость ее, трещины, износ отверстий под шкворень, износ отверстий под головки центровых болтов рессоры.

Погнутость балки вызывает изменение углов наклона шкворней и развала колес, что приводит к ухудшению управляемости прицепа и неравномерному износу шин. Погнутость балки проверяют в приспособлении. В случае изгиба балку подвергают холодной правке под прессом, после чего снова ее проверяют в приспособлении. Существует также специальный стенд модели 115, позволяющий проверять балку на изгиб и скручивание, а также править балку. После правки угол наклона оси отверстия под шкворень к вертикальной оси должен быть равен 8о±30' по показаниям прибора стенда.

Трещины и обломы определяют осмотром или при помощи магнитного дефектоскопа. При обнаружении трещин балку бракуют.

При длительной эксплуатации прицепа возможен износ отверстий под шкворни в балке. Износ может наступить и раньше, если в период эксплуатации нет должного контроля за степенью затяжки гаек шкворней. Отверстие под шкворень проверяют конусным калибром (конусность 1 :10, большой диаметр 50 мм). При постановке в отверстие калибр не должен иметь качаний и выходить за верхний торец балки своей торцовой поверхностью со стороны меньшего диаметра более чем на 1 мм. При большем выходе торца калибра ставят ремонтную втулку. При этом изношенные отверстия зенкуют до диаметра 52,75 мм, развертывают до диаметра 53+0,06 мм и запрессовывают в него ремонтную втулку с натягом 0,03—0,15 мм. После запрессовки втулки отверстия под шкворень развертывают, выдерживая конусность 1 :10 (больший диаметр конуса 50 мм).

Изношенные отверстия под центровые болты рессор, а также под стремянки рессор восстанавливают заваркой и сверлением отверстий под центровой болт рессоры диаметром 25 мм на глубину

15 мм, а под стремянки рессоры диаметром 26 мм на проход с нековкой противоположной стороны отверстия под стремянки до диаметра 50 мм.

 

 

Ремонт поворотной цапфы. Характерными дефектами поворотных цапф являются: износ отверстий под втулки шкворня, шеек под наружный и внутренний подшипники, отверстий во втулках, отверстий под рычаги рулевой трапеции и повреждение резьбы под гайку на хвостовике. При наличии на поворотной цапфе трещин или обломов ее бракуют.

Конусные отверстия под рычаги рулевой трапеции при износе не ремонтируют. Износ отверстия проверяют конусным калибром. Если торец калибра садится в отверстие со стороны большого диаметра более чем на 1,5 мм, то поворотную цапфу бракуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Втулки шкворня (рис. 30) поворотной цапфы подлежат замене при зазоре в сопряжении со шкворнем более ОД мм. Втулки изготавливают из бронзы Бр.АЖМЦ 10-3-1,5. Запрессованные в поворотную цапфу ремонтные втулки обрабатывают и калибруют разверткой до размера, соответствующего подготовленному для замены шкворню. При подгонке втулок по шкворню следует пользоваться приспособлением, показанным на рис. 31. В комплект приспособления входят развертка, вороток и направляющая втулка.

Порядок выполнения работ следующий:

в одну из шеек поворотной цапфы запрессовать бронзовую втулку 1 (рис. 31,а), а во вторую установить направляющую втулку 2,

развернуть бронзовую втулку разверткой 3, извлечь направляющую втулку, а на ее место запрессовать вторую бронзовую втулку 1 (рис. 31, б). Чтобы развернуть вновь запрессованную бронзовую втулку, необходимо режущую часть развертки пропустить через ранее развернутую втулку.

Износ отверстий под втулки шкворня допускается до диаметра 53,1 мм. Изношенные отверстия в поворотных цапфах под втулки шкворня обрабатывают до ремонтных размеров: 1-й ремонтный
размер диаметр 53,250—53,289 мм, 2-й ремонтный размер диаметр 53,500— 53,539 мм.

Износ отверстий под ремонтные втулки шкворня допускается: 1-го ремонтного размера до диаметр 53,29 мм, 2-го ремонтного размера до диаметр 53,54 мм. Износ шпоночного лаза в отверстии поворотной цапфы допускается до 12,3 мм по ширине.

В случае износа внутренних поверхностей ушек поворотных цапф под головку балки передней оси более 124,00 мм проушину фрезеруют до размера не более 125,5 мм

Уменьшение диаметра шейки поворотной цапфы допускается: внутреннего не менее 69,93 мм, наружного не менее 59,94 мм. При большем износе шеек их восстанавливают хромированием, осталиваиием или накаткой с последующей шлифовкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..