Коленчатый вал (см. рис. 15) опирается на три коренных подшипника.
Изготавливается он из хромистой стали 45Х. Шатунные шейки развернуты
друг по отношению к другу на 180°. Шейки закалены токами высокой
частоты. От первой шатунной шейки просверлены два масляных канала
диаметром 8,5 мм: один к первой коренной шейке, а другой через вторую
коренную ко второй шатунной шейке. От второй шатунной шейки просверлен
канал к третьей коренной шейке. Вторая коренная шейка имеет еще два
взаимоперпендикулярных отверстия для забора масла из магистрали в
блок-картере и распределения по каналам ко всем шатунным и коренным
шейкам вала.
Наклонные каналы заглушены коническими пробками со стороны щек шатунных
шеек.
На передний конец вала устанавливаются маслоотражательная шайба, ведущая
шестерня распределения, шестерня привода масляного насоса и шкив
вентилятора, на задний конец — маховик. На заднем торце коленчатого вала
имеются два гладких отверстия диаметром 12 мм под установочные штифты,
по которым центрируется маховик, и шесть резьбовых отверстий М12 X 1,25
для его крепления. Болты крепления маховика — из хромоникелевой стали
марки 40ХН.
Передний и задний концы вала уплотняются самоподжимными каркасными
сальниками АСК-50 X 72 X 9 и АСК-85 X 110 X 9.
В переднем конце коленчатого вала сделано резьбовое отверстие M16 для
специального болта, которым затягивается шкив вентилятора.
В шатунных шейках имеются полости, внутрь которых вставлены через
отверстия в шейках и развальцованы изогнутые трубки для отбора
очищенного масла из центра полости. Очистка достигается
центрифугированием масла в полости шеек при вращении вала. Полости в
шатунных шейках глушат специальными пробками.
Коленчатый вал снабжен четырьмя противовесами, закрепленными на щеках
болтами. Болты в противовесах заварены электросваркой.
Коленчатый вал балансируется динамически в сборе с противовесами.
Балансировка достигается высверливанием металла в противовесах по их
цилиндрической поверхности в специально предусмотренных местах.
От осевых перемещений вал фиксируется в блоке второй коренной шейкой,
упорные буртики которого упираются в упорные полукольца в блок-картере.
В заднем торце коленчатого вала имеется расточка для переднего
подшипника 1204 вала муфты сцепления. Чтобы смазка из подшипника не
вытекала, здесь же установлен самопод-жимной каркасный сальник АСК-20 X
40 X 9.