Блок-картер (рис. 9 и 10) отливается из серого
чугуна. Внутри картера имеются три опоры коренных подшипников
коленчатого вала, две опоры подшипников распределительного вала и две
опоры подшипников валика уравновешивающего механизма. На верхней
плоскости блок-картера расположены два расточенных отверстия 4 для
установки цилиндров, восемь резьбовых отверстий 3 для вворачивания
силовых анкерных шпилек, крепящие головки цилиндров и цилиндры, и четыре
отверстия 5 под запрессовку втулок толкателей. Для предотвращения течи
масла из картера между блок-картером и опорной поверхностью цилиндра
ставится прокладка из медной фольги толщиной 0,3 мм. Для увеличения
жесткости блок-картера его нижняя плоскость опущена на 126 мм ниже оси
постелей под коренные подшипники коленчатого вала. Крышки коренных
подшипников (бугели) фиксируются боковыми торцами (устанавливаются с
натягом по боковым поверхностям) и каждая крышка крепится на двух
шпильках с помощью гаек и замковой шайбы. Постели коренных подшипников
расточены вместе с крышками, поэтому замена крышек
на новые или перестановка их недопус-тимы. На каждой крышке нанесен
порядковый номер, начиная от передней плоскости картера. Крышки коренных
подшипников устанавливаются в блок-картере при сборке двигателя таким
образом, чтобы паз под ус вкладыша был обращен к правой стороне
двигателя. Для удобства демонтажа каждая крышка имеет резьбовое
отверстие М10, в которое вворачивается специальный съемник или болт.
Подшипниками распределительного вала служат втулки из антифрикционного
чугуна, запрессованные в расточки блок-картера, каждая втулка имеет
отверстие для подвода смазки к шейкам распределительного вала. Передняя
втулка снабжена буртиком, в который упирается торец шестерни
распределительного вала.
Подшипниками валика уравновешивающего механизма служат бронзовые втулки,
которые имеют канавки по наружной поверхности и отверстия для подвода
смазки к шейкам валика.
На передней стенке (рис. 10) выполнены канал для подвода масла от
первого коренного подшипника коленчатого вала к передней шейке
распределительного вала, канал подвода масла к отверстию под палец
промежуточной шестерни распределения, а от него — к пальцу 1
промежуточной шестерни привода валика уравновешивающего механизма и
далее к переднему подшипнику валика уравновешивающего механизма и к
шестерне привода топливного насоса. Отверстие 3 на фрезерован-ной
площадке служит для подвода масла от масляного насоса в магистраль
двигателя. На той же стенке сделаны гладкие отверстия под установочные
штифты 2, фиксирующие передний лист, и резьбовые отверстия крепления
переднего листа.
На задней стенке размещены каналы подвода масла от третьего коренного
подшипника к задним подшипникам распределительного вала и валика
уравновешивающего механизма и канал, выходящий на левую стенку блока в
верхней задней части, для подсоединения трубки подвода масла к головкам
цилиндров. Здесь также предусмотрены два отверстия для запрессовки
установочных штифтов 2, фиксирующих положение картера маховика
относительно блок-картера.
На правой стенке блока внизу, в середине, имеется овальная фрезерованная
бобышка для установки фирменной таблички, на которой указаны модель
двигателя, его номер, год выпуска, мощность и число оборотов; в нижней
части — фрезерованная плоскость для крепления передней опоры двигателя,
а выше нее — бобышка 6 крепления редукционного клапана; в верхней части
— две фрезерованные бобышки для крепления валиков декомпрессора.
На левой стенке внизу в передней части обработана плоскость для
крепления передней опоры двигателя.
В верхней задней части выполнено отверстие 4, от которого по трубке
подводится масло к головкам цилиндров, и в середине вверху — резьбовое
отверстие 5 М12 для присоединения трубки, связывающей масляную
магистраль с манометром.
К нижней плоскости блок-картера крепится масляный картер.
Рис. 9. Блок-картер (вид сзади):
1 — постель третьего подшипника; 2 — установочный штифт; 3 — отверстие
под анкерную шпильку; 4 — отверстие под цилиндр; 5 — отверстие под
толкатель; 6 — бобышка крепления редукционного клапана; 7 — задняя опора
распределительного нала; 8 — крышка третьего коренного подшипника,
Рис. 10. Блок-картер (вид спереди):
1 — палец промежуточной шестерни; 2 — штифт; 3 — отверстие для подвода
масла; 4 — отверстие для подвода масла к головкам цилиндров; 5 —
отверстие под трубку масляного манометра.