ШАТУН КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ Д-21 ТРАКТОРА
Т-25
Шатун (см. рис. 15) изготавливается из хромистой
стали 45Х. На концах стержня шатуна расположены верхняя и нижняя
головки. В верхнюю головку запрессована втулка из бронзы ОЦ-10-2.
В верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие для подвода смазки к
поршневому пальцу. Во втулке с внутренней поверхности против отверстия
сделан масляный карман глубиной 1,2 мм для лучшего распределения смазки.
На боковой поверхности крышки нижней головки и шатуна около разъема
выбит их номер комплектности. Перестановка крышек с одного шатуна на
другой не допускается.
Ширина нижней головки вместе с крышкой составляет 105-0,14
мм. Это позволяет (при необходимости) вынимать шатун в сборе с поршнем
через цилиндр.
Крышка нижней головки крепится к шатуну двумя специальными болтами из
хромоникелевой стали и гайками. Гайки корончатые и законтриваются
шплинтами. От проворачивания относительно шатуна болт фиксируется
плоской гранью его головки.
Шатуны комплектуются по размеру отверстия под поршневой палец и
разбиваются на две группы.
Группа:
Клеймо группы набивается на торце верхней головки
шатуна. Иногда вместо клеймения окрашивается стержень шатуна для группы
М в красный цвет, для группы Б стержень не окрашивается.
Вес шатунов строго контролируется. Вес большой
головки шатуна, приведенный к оси отверстия под вкладыши, составляет
1080± l0 г, вес малой головки, приведенный к оси отверстия под поршневой
палец, —800 ± 10 г. Подгонка по весу обеспечивается за счет снятия
металла на нижней поверхности крышки и на верхней головке шатуна.
На поверхности отверстия под вкладыши у разъема с одной стороны
выполнены пазы под ус вкладышей. При установке на двигатели ус должен
располагаться с правой стороны, коленчатого вала по ходу двигателя.
Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы. Изготавливаются они из
стальной ленты, покрытой с одной стороны антифрикционным сплавом А0-20.
Толщина слоя составляет 0,42—0,855 мм, у плоскости разъема вкладыша она
может уменьшаться до 0,2 мм. Внутренняя поверхность вкладыша покрыта
оловом. Толщина слоя полуды 0,003 мм.
От осевого перемещения и проворачивания вкладыши фиксируются
выштампованным усом, который входит в прорези в шатуне и крышке шатуна.
Для новых двигателей используются вкладыши первого (1Н) и второго (2Н)
номиналов, маркировка номиналов наносится на тыльной стороне вкладыша
кислотой.
Вкладыши коренных подшипников изготовлены из биметаллической ленты
(основа — стальная полоса), на которую нанесен антифрикционный сплав ACM.
Толщина слоя сплава
0,5—0,7 мм. Поверхность трения вкладышей покрыта оловом. Толщина слоя
полуды
0,003 мм. Нижние и верхние вкладыши отличаются друг от друга и менять их
местами нельзя. Взаимозаменяемость вкладышей см. в таблице на стр. 54.
Для первого и третьего подшипников вкладыши одинаковы.
На верхних вкладышах имеются кольцевые проточки для подвода смазки к
шатунным подшипникам, а на верхних вкладышах первого и третьего
подшипников — еще по 2 отверстия для подвода смазки к подшипникам
распределительного вала и промежуточной шестерне распределения. Вкладыши
второго коренного подшипника шире остальных на
4 мм, так как этот подшипник более нагружен.
На втором верхнем вкладыше сделана прорезь шириной 8 м, через которую
масло поступает по сверлениям в коленчатом вале к остальным коренным и
шатунным шейкам.
Чтобы вкладыши не проворачивались и не смещались, у плоскости разъема
выштампован ус, который входит в паз, прорезанный в отверстиях под
вкладыши в бугелях и блок-картере.
В левой части таблицы (стр. 54) маркировка
вкладышей указана для базового двигателя Д-37М, установка вкладышей на
двигатель Д-21 указана в правой части таблицы.