ШАТУН КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ Д-21 ТРАКТОРА Т-25

  Главная      Книги - Трактора     Трактор Т-25: устройство и эксплуатация (Герасимов А. Д., ГОЛУБЧИК С. Ф.) - 1972 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ШАТУН КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ Д-21 ТРАКТОРА Т-25

 

 

Шатун (см. рис. 15) изготавливается из хромистой стали 45Х. На концах стержня шатуна расположены верхняя и нижняя головки. В верхнюю головку запрессована втулка из бронзы ОЦ-10-2.

В верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие для подвода смазки к поршневому пальцу. Во втулке с внутренней поверхности против отверстия сделан масляный карман глубиной 1,2 мм для лучшего распределения смазки.

На боковой поверхности крышки нижней головки и шатуна около разъема выбит их номер комплектности. Перестановка крышек с одного шатуна на другой не допускается.

Ширина нижней головки вместе с крышкой составляет 105-0,14 мм. Это позволяет (при необходимости) вынимать шатун в сборе с поршнем через цилиндр.

Крышка нижней головки крепится к шатуну двумя специальными болтами из хромоникелевой стали и гайками. Гайки корончатые и законтриваются шплинтами. От проворачивания относительно шатуна болт фиксируется плоской гранью его головки.

Шатуны комплектуются по размеру отверстия под поршневой палец и разбиваются на две группы.

 

 

Группа:

 

 

 

Клеймо группы набивается на торце верхней головки шатуна. Иногда вместо клеймения окрашивается стержень шатуна для группы М в красный цвет, для группы Б стержень не окрашивается.
 

 

Вес шатунов строго контролируется. Вес большой головки шатуна, приведенный к оси отверстия под вкладыши, составляет 1080± l0 г, вес малой головки, приведенный к оси отверстия под поршневой палец, —800 ± 10 г. Подгонка по весу обеспечивается за счет снятия металла на нижней поверхности крышки и на верхней головке шатуна.

На поверхности отверстия под вкладыши у разъема с одной стороны выполнены пазы под ус вкладышей. При установке на двигатели ус должен располагаться с правой стороны, коленчатого вала по ходу двигателя.

Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы. Изготавливаются они из стальной ленты, покрытой с одной стороны антифрикционным сплавом А0-20. Толщина слоя составляет 0,42—0,855 мм, у плоскости разъема вкладыша она может уменьшаться до 0,2 мм. Внутренняя поверхность вкладыша покрыта оловом. Толщина слоя полуды 0,003 мм.

От осевого перемещения и проворачивания вкладыши фиксируются выштампованным усом, который входит в прорези в шатуне и крышке шатуна.

Для новых двигателей используются вкладыши первого (1Н) и второго (2Н) номиналов, маркировка номиналов наносится на тыльной стороне вкладыша кислотой.

Вкладыши коренных подшипников изготовлены из биметаллической ленты (основа — стальная полоса), на которую нанесен антифрикционный сплав ACM. Толщина слоя сплава

0,5—0,7 мм. Поверхность трения вкладышей покрыта оловом. Толщина слоя полуды

0,003 мм. Нижние и верхние вкладыши отличаются друг от друга и менять их местами нельзя. Взаимозаменяемость вкладышей см. в таблице на стр. 54.

Для первого и третьего подшипников вкладыши одинаковы.

На верхних вкладышах имеются кольцевые проточки для подвода смазки к шатунным подшипникам, а на верхних вкладышах первого и третьего подшипников — еще по 2 отверстия для подвода смазки к подшипникам распределительного вала и промежуточной шестерне распределения. Вкладыши второго коренного подшипника шире остальных на
4 мм, так как этот подшипник более нагружен.

На втором верхнем вкладыше сделана прорезь шириной 8 м, через которую масло поступает по сверлениям в коленчатом вале к остальным коренным и шатунным шейкам.

Чтобы вкладыши не проворачивались и не смещались, у плоскости разъема выштампован ус, который входит в паз, прорезанный в отверстиях под вкладыши в бугелях и блок-картере.

 

В левой части таблицы (стр. 54) маркировка вкладышей указана для базового двигателя Д-37М, установка вкладышей на двигатель Д-21 указана в правой части таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..