В отечественной практике наиболее полно обобщены результаты работы с ГТД
тракторов типа «Кировец». Один из таких тракторов был создан на базе
модели К-700. Компоновочная схема трактора и его общий вид представлены
на рис. 3.20, а вид моторной установки и соединение двигателя с
трансмиссией — на рис. 3.21. Обратившись к рис. 3.20, нетрудно заметить,
что ГТД, входное устройство 1 и понижающий редуктор 3 установлены на
специальных кронштейнах, приваренных к лонжеронам рамы трактора.
Двигатель крепится на трех опорах, две из которых являются
амортизаторами, а третья — тягой 2, связывающей двигатель с рамой через
редуктор 3, жестко закрепленный на кронштейне. Вращающий момент от
двигателя 6 через карданный вал 5 подается на понижающий редуктор 3 с
передаточным отношением 1:3. Выходной вал редуктора карданом 4 связан с
входным валом коробки перемены передач (КПП). Частота вращения выходного
вала редуктора на номинальном режиме равна 1970 мин-1. Установленный на
тракторе газотурбинный двигатель ГТД-350 оборудован регулятором частоты
вращения и насосом-регулятором. Он мало чем отличается от описанного
выше ГТД-350Т.
Рис. 3.21. Общий вид моторной установки (а) и ее
соединения с трансмиссией (б) трактора К-700 с ГТД
Рис. 3.22. Общий вид топливной системы трактора
К-700 с ГТД
Рис. 3.23. Общий вид масляной системы трактора
К-700 с ГТД
Топливная система, представленная на рис. 3.22,
имеет топливный бак 1 с пробкой 2, подкачивающий насос 8, фильтр 7 и
систему трубопроводов. Давление топлива перед двигателем в пределах
0,08—0,12 МПа создается топливным насосом-регулятором 3 и поддерживается
при помощи перепускного клапана насоса 8 и путем изменения частоты
вращения привода подкачивающего насоса; оно контролируется манометром 4.
Дренаж топлива из агрегатов топливной аппаратуры и из камеры сгорания
осуществляется раздельно; через дренажный клапан 6 и слив 5. Топливо —
керосин ТС-1.
Масляная система этого трактора показана на рис. 3.23. Она имеет
масляный бак 1, обратный клапан 5, масляный радиатор 4, маслопроводы и
топливный насос-регулятор 3. Нагнетающий маслонасос двигателя,
расположенный в корпусе редуктора, через обратный клапан 5 засасывает
горячее масло из маслобака 1, в который оно прокачивается из подшипников
турбины и из корпуса редуктора через радиатор.4. Трубка 2 служит для
суфлирования маслобака. Для обеспечения возможности переключения передач
без сброса газа и снижения мощности двигателя система управления коробки
передач была переоборудована с тем, чтобы силовая связь между двигателем
и трансмиссией при переключении не разрывалась.
Принципиальная схема гидравлического управления КПП, обеспечивающая
безнейтральность, представлена на рис. 3.24. Шестеренчатый маслонасос 8,
приводимый во вращение от ведущего вала КПП, подает масло через фильтр 1
в корпус распределительного устройства 7 и далее через канал 11 в
кольцевую проточку 5 и прорезь 3 золотника 6. В позиции 0 — нейтраль
золотника масло в бустера не попадает. Через каналы корпуса
распределительного устройства 13, 14, 15 и 16, жиклеры золотника 4 и
центральный канал они связаны со сливом. При повороте золотника на 60°
по часовой стрелке в позицию 1-1 передача масло из прорези 3 золотника
поступает в канал 13 и далее в полость первого бустера I фрикционов, где
осуществляется включение передачи. Остальные бустера (II, III, и IV)
продолжают оставаться соединенными со сливом. При перестановке золотника
в позицию II-2 передача бустер первой передачи соединяется со сливом.
Одновременно происходят наполнение второго бустера и включение второй
передачи. Проходные сечения подводящих маслопроводов и сливные жиклеры
выбраны таким образом, чтобы обеспечивалось перекрытие, иными словами,
чтобы очередной фрикцион вступал в работу раньше, чем полностью
выключится предыдущий; таким образом, некоторое время оба фрикциона
будут включены одновременно. Такой же процесс происходит и при любом
другом варианте переключения передач: бустер включаемого фрикциона
соединяется с нагнетающей полостью золотника; все остальные бустера при
этом соединяются со сливом. Перепускной клапан 12 обеспечивает
поддержание в нагнетающей магистрали постоянного давления масла.
Гидравлический аккумулятор 2 предназначен для ускорения включения
передач. При включении передачи сжатый воздух под давлением 0,73 МПа
через диафрагму вытесняет масло из аккумулятора в бустера, ускоряя их
заполненение. Заполнение самого аккумулятора производится после
заполне-ния бустеров при увеличении давления в системе. Для
осуществления переключения передач на стоянке, а также при малых
частотах вращения ведущего вала параллельно с основным маслонасосом
включается электромаслонасос 9 с обратным клапаном 10. Пуск его
осуществляется с пульта управления. Наряду с рассмотренными системами
этот трактор оборудован системой управления и специальной аппаратурой.