Конструкции тракторных газотурбинных двигателей - часть 6

  Главная      Учебники - Трактора     Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения (Л.Е. Агеев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Конструкции тракторных газотурбинных двигателей - часть 6

 

Двигатель ГТД-Т701 для трактора К-701 с рекуператором и регулируемым сопловым аппаратом тяговой турбины имеет мощность 230 кВт при частоте вращения тяговой турбины 34 500± ±50 мин-1. Максимальный вращающий момент на выводном валу двигателя при максимальной частоте вращения турбокомпрессора и частоте вращения выводного вала двигателя 1980 мин-1 составляет 950 Н-м, а при остановленном выводном вале — 2000 Н>м. Коэффициент приспособляемости равен 1,9—2,5. Масса двигателя 800 кг. Рабочий диапазон частот вращения турбокомпрессора находится в пределах 22 000 — 35 000 мин-1, а выводного вала—а0—2000 мин-1. Расход воздуха составляет 2,45 кг/с; температура газа на выходе из двигателя достигает 330°С. В качестве топлива используются керосин ТС-1 или Т-1, дизельное топливо, газовый конденсат.

 

 

Двигатель имеет одноступенчатый центробежный компрессор, блок камеры сгорания, одноступенчатую осевую турбину компрессора и тяговую турбину, кольцевой рекуператор, коробку приводов, редуктор. Кроме того, на нем имеются агрегаты систем топливоподачи и регулирования, смазки, электрооборудования, а также вентилятор. Воздух, поступающий для питания двигателя, проходит через воздухоочиститель и поступает на вход компрессора. Из последнего сжатый воздух по кольцевому каналу в коробке приводов и блоке камеры сгорания подводится к рекуператору, где он нагревается теплом газов, выходящих из тяговой турбины. Это обеспечивает существенное снижение расхода топлива. Рекуператор пластинчатый, с двухзаходным током воздуха. В его наружной части воздух идет вдоль оси в сторону редуктора, а затем поворачивается и движется по внутренней части его в сторону компрессора. После этого он поступает в камеру сгорания, куда подается и топливо. Образовавшиеся в результате сгорания газы направляются в ресивер, откуда после поворота на угол 90° они направляются на ступень турбины компрессора. Затем газ через регулируемый сопловой аппарат попадает на ротор тяговой турбины и после прохода теплообменника в радиальном направлении выходит через два выхлопных окна в газоотводящий канал трактора. Редуктор имеет две секции, позволяющие передавать вращение различным элементам, а также соединять тяговую и компрессорную турбину трактора при запуске двигателя буксировкой. От турбокомпрессора двигателя приводятся во вращение масляный насос, стартер-генератор, вентилятор охлаждения генератора, датчик тахометра, центробежный суфлер, топливоподкачивающий насос, автомат топливоподачи и регулирования, и, наконец, вентилятор охлаждения маслорадиаторов и отсоса пыли из воздухоочистителя. Датчик тахометра получает вращение от тяговой турбины. Поскольку основные элементы двигателя и их крепление аналогичны изложенным ранее, здесь нет необходимости детально останавливаться на каждой сборочной единице, за исключением регулируемого соплового аппарата (РСА). Последний предназначен для улучшения характеристик двигателя на режимах частичных нагрузок и для облегчения запуска и обеспечения торможения двигателем. Он состоит из корпуса, сопловых поворотных лопаток, узла с подшипниками качения и уплотнения, а также из механизма привода сопловых лопаток. Корпус РСА сварной, на нем монтируются поворотные сопловые лопатки и все основные механизмы. Внутренняя и наружная части корпуса, связанные между собой стойками, соответственно образуют внешний и внутренние обводы проточной части переходника и РСА тяговой турбины. В утолщенной частя корпуса выполнены 32 радиальные расточки, в которых располагаются подшипники сопловых лопаток РСА и уплотнительные кольца. На корпусе также крепится механизм привода поворотных сопловых лопаток, содержащий коническую зубчатую передачу. Центральная коническая шестерня опирается на 36 шариков, которые заключены в кольцевом сепараторе и расположены в канавке, образуемой двумя половинами разъемного кольцевого рельса и центральной шестерней. Последняя имеет возможность вращаться соосно с осью турбины под

действием рычага управления, сферический конец которого входит в паз вкладыша шестерни, зубчатый венец которой в свою очередь входит в зацепление с зубчатыми секторами на цапфах сопловых лопаток. Поэтому при повороте шестерни происходит синхронный поворот последних. В процессе работы двигателя его сопловые лопатки могут поворачиваться на угол 100° в сторону открытия (реверса).

В качестве примера на рис. 3.18 приведена принципиальная схема управления механизмом поворота лопаток РСА тяговой турбины фирмы «Крайслер» модели 130. В схеме использован гидропривод, хотя это и не является обязательным.

 

 

 

 

Рис. 3.18. Схема управления механизмом поворота лопаток РСА тяговой турбины ГТД фирмы «Крайслер» модели 130

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..