Движители мини-тракторов могут
комплектоваться цельнометаллическими колесами, имеющими развитые
грунтозацепы, колесами с резиновыми шинами — сплошными (грузошины)
или пневматическими. Наибольшее распространение получили колеса
с пневматическими шинами. Такое колесо состоит из металлической
части (обода и диска) и эластичной части — шины. Соединение
обода с диском может быть выполнено сваркой, заклепками или
болтами. В последнем случае соединение обода и диска является
разборным: его разбирают при монтаже шины или изменении ширины
колеи (см. рис. 5.2). Ободья могут быть плоскими или глубокими.
На мотоблоках в большинстве случаев применяют плоские ободья, на
микротракторах — глубокие. Цельнометаллические колеса придаются
обычно в комплект дополнительного оборудования мотоорудий,
мотоблоков (например, мотоблока МБ-1, рис. 5.5, см. вклейку) и
микротракторов. Они предназначены для использования в условиях,
когда необходимо обеспечить высокое значение коэффициента
сцепления колеса с грунтом, чтобы получить необходимую силу
тяги: на вспышке, при обработке затопленных рисовых полей (рис.
5.6) и т. д. Сплошные шины применяются на колесах, имеющих
пониженные динамические нагрузки, таких, как транспортировочные
(см. рис. 2.4 и 5.4).
Пневматические шины предназначены для уменьшения динамической
нагрузки на мини-трактор и повышения сцепления колес с опорной
поверхностью. Такая шина надевается на обод и удерживается на
нем бортами, расклиниваемыми по конусным посадочным поверхностям
> внутренним давлением воздуха. На мини-тракторах обычно
применяют камерные шины. Камерная шина состоит из покрышки,
камеры и ободной ленты. Покрышка, в свою очередь, включает в
себя каркас, протектор, подушечный слой, боковины и борта.
Каркас является основой покрышки и сделан из нескольких слоев
корда, т. е. прорезиненной ткани, которая придает покрышке
требуемые прочность и гибкость. Протектор способствует надежному
сцеплению шины с дорогой или почвой и защищает шину от
повреждений. Он выполнен из толстого слоя прочной резины и имеет
на наружной поверхности грунтозацепы.
Рис. 5.6. Металлические колеса
микротрактора «Хиномото MB-140» для работы на залитых водой
рисовых полях
В зависимости от почвенных условий применяются шины с
грунтозацепами разного рисунка, глубины и различным расстоянием
между ними. Слишком малое расстояние между грунтозацепами
ухудшает самоочищае-мость шины, способствует залипанию и
повышает буксование, а слишком большое — уменьшает площадь
контакта шины с почвой и увеличивает буксование. По условиям
прочности внутреннее давление в шине подбирается в зависимости
от нагрузки на колесо. Перегрузка шины ведет к сокращению срока
ее службы. Давление в шинах должно обеспечивать хорошее
сцепление колес с почвой при наименьшем сопротивлении качению.
На рыхлых и влажных почвах рекомендуется более низкое давление,
чем на плотных. При работе на мягком грунте шина с более низким
давлением деформируется и образует большую площадь контакта, в
результате сцепление с почвой улучшается.
Размеры шин указаны в дюймах или миллиметрах и наносятся на
боковую поверхность шины. Шины низкого давления обозначают
следующим образом: первая цифра — ширина профиля, вторая, после
тире, — диаметр обода колеса. Шины высокого давления тоже
маркируют двумя цифрами, из них первая — внешний диаметр
покрышки, вторая — ширина профиля. Обозначение может быть
смешанное. В этом случае размеры указаны в миллиметрах и дюймах
(в скобках). Основные данные по шинам некоторых мини-тракторов
приведены в табл. 5.2.
Широкое распространение на мотоблоках, микротракторах и
микропогрузчиках получают широкопрофильные шины, особенно малого
диаметра, которые иногда называют «дерновыми», так как
применяются при сеноуборке или кошении газонов. Оборудованные
широкопрофильными шинами мини-тракторы из-за снижения давления
на грунт обладают повышенной проходимостью, а следовательно, и
производительностью и могут использоваться на переувлажненных
почвах.
Многие зарубежные фирмы используют на одних и тех же мотоблоках
различные размеры шин, например фирма «Стоб» на мотоблоках серии
РР2Х использует шины 5,00-12, 6,00-12, 4,00*8 и 4,00-12, что
позволяет заметно изменять скорость, а следовательно, и
производительность агрегатов. Кроме того, увеличение
динамического радиуса колеса приводит к увеличению дорожного
просвета, что благоприятно сказывается на технологических
возможностях агрегата. В табл. 5.3 приведены значения рабочих
скоростей на разных передачах при работе двигателя на полной
мощности для мотоблоков «Гольдони Супер Специал-140», оснащенных
шинами размером 4,00-8 и 4,00-12 (с внутренним давлением 0,12
МПа), 5,00-12 и 5,00-15 (с внутренним давлением 0,1 МПа) 117].
Колеса на мотоблоках обычно выполняются быстросъемными, что дает
возможность при необходимости быстро устанавливать на них тот
комплект колес, который в определенных условиях обеспечивает
наиболее высокую производительность агрегата. Так, при обработке
почвы применяют цельнометаллические колеса 3 со специальными
грунтозацепами (см. рис. 5.5) или сдваивают накладные
металлические диски с колесами на пневматических шинах (рис.
5.7, см. вклейку).
С целью повышения тягово-сцепных свойств и устойчивости
мини-тракторов на многих моделях применяют специальный балласт.
Для этих целей используют чугунные грузы в виде дисков,
устанавливаемых на ободьях колес с наружной 6 (см. рис. 1.12)
или внутренней 8 (см. рис. 5.1) стороны. Весьма распространенным
является размещение специального балласта в передней части
машины, например в микротракторах «Кейс-444» и мотоблоках «Хонда
F600» (см. рис. 2.2). На мотоблоке МБ-1 «Нева» для навешивания
балласта в передней части предусмотрен специальный штырь 1,
являющийся универсальным креплением для различных балластных
грузов 2 (см. рис. 5.5).
Таблица 5.2
Характеристики и применяемость пневматических шин
иа миии-тракторах отечественного и зарубежного производства