5.1. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
МИНИ-ТРАКТОРОВ
Схема регулировки колеи мотоблока МТЗ-05
Колея мотоблока или микротрактора должна
быть увязана с шириной междурядий и шириной захвата
агрегатируемой машины. Увеличение ширины колеи повышает
устойчивость агрегатов при использовании в горах и на косогорах,
но ухудшает управляемость, особенно мотоблоков и мотоорудий без
специальных механизмов (дифференциала, муфт отключения колес и
др.), поэтому у большинства мини-тракторов ширина колеи
регулируема. Например, у мотоблока «Кутаиси Супер-600» ширина
колеи составляет от 332 до 480 мм, у мотоблока «Мепол-Терра» —
от 350 до 610 мм, у мотоблока «Гутброд U-700» ширина колеи
изменяется бесступенчато от 420 до 660 мм с помощью скользящего
фланцевого фиксатора, у микротрактора «Раба-15» — от 700 до 1000
мм. Пределы изменения ширины колеи для мотоорудий, мотоблоков и
микротракторов других моделей были приведены в табл. 1.1 и 1.2.
В табл. 5.1 представлены значения параметров ходовой части
мотоблока МТЗ-05 при его работе с разными сельскохозяйственными
орудиями.
Таблица 5.1
Значения параметров ходовой части мотоблока МТЗ-05 пря работе с
различными сельскохозяйственными орудиями
Машина
(орудие) |
Марка
машины
(орудия) |
Ширина колеи колес, мм |
Давление в шинах, МПа |
Навесной
плуг |
ПЛ-1 |
600; 700 |
0,08 |
Культиватор |
КР-70 |
450; 600;
700 |
0,08 |
Окучник |
КО-2 |
450; 600;
700 |
0,08 |
Борона |
БН-90 |
450; 600;
700 |
0,08 |
Полуприцеп |
ПХ-05 |
600; 700 |
0,12 |
Косилка |
КН-1 |
450; 600;
700 |
0,08 |
Схема регулировки колеи этого мотоблока показана на рис. 5.2.
Регулировка производится путем изменения положения колес
относительно корпуса трансмиссии или
ободьев с шинами — относительно дисков
колес. Для изменения ширины колеи от 600 до 450 мм необходимо
выполнить следующее:
1) ослабить гайки крепления дисков к ободьям обоих колес;
2) приподнять мотоблок так, чтобы оба колеса не касались грунта;
3) отвернуть гайки и вынуть болты крепления дисков к ободьям
обоих колес;
4) перевернуть шину с ободом одного из колес на 180 ° и
закрепить ее болтами на том же диске в положении, указанном на
рис. 5.2;
5) повторить действия, указанные в п. 4, с другим колесом;
6) опустить мотоблок на грунт и крепко затянуть гайки крепления
ободьев обоих колес к дискам.
Для получения ширины колеи 700 мм из положения 600 мм колеса в
сборе меняют местами, не поворачивая их в пространстве
(устанавливаются вогнутой стороной диска наружу). При таком
способе шины с развитым направленным протектором (например,
косая елка) оказываются после перестановки в правильном
положении.
Дорожный просвет (клиренс) мотоблоков и микротракторов не только
определяет их проходимость, но имеет и важное технологическое
значение. Большой дорожный
просвет обеспечивает возможность
использования агрегатов без повреждения растений, в частности
при формировании и обработке гряд в овощеводстве, работе на
затопленных рисовых полях и других операциях на грунте со
сложным рельефом. Однако увеличение дорожного просвета обычно
сопровождается большей высотой центра тяжести, а следовательно,
и снижением поперечной и продольной устойчивости, что особенно
проявляется при эксплуатации агрегатов в горных условиях и на
крутых косогорах. Поэтому в этих случаях должны использоваться
мини-тракторы с низким расположением центра тяжести, которые
обычно имеют малый дорожный просвет. Например, у мотоблока
«Кутаиси Супер-600» его величина равна 168 мм, а у мотоблоков
МТЗ-05 и М-5 — 300 и 325 мм.
Рис. 5.2. Схема регулировки колеи мотоблока
МТЗ-05
|