Задний мост состоит из главной передачи, планетарного механизма поворота
и его тормозов, остановочных тормозов (тормозов ведущих шестерен
конечных передач).
G помощью механизмов заднего моста передается и увеличивается крутящий
момент, который идет на ведущие колеса (звездочки), и осуществляется
поворот трактора и его торможение.
Корпус заднего моста разделен сплошными перегородками на три отсека: в
среднем размещена главная передача и планетарный механизм поворота, а в
боковых — тормоза планетарных механизмов 31 (рис. 52, см. форзац) и
остановочные тормоза 33. Часть деталей заднего моста унифицирована с
деталями тракторов ДТ-75В и ДТ-75МВ.
Главная передача состоит из пары конических шестерен с круговым зубом.
Ведущая (малая) шестерня изготовлена заодно с вторичным валом коробки
передач. Ведомая (большая) шестерня 28 выполнена в виде венца,
прикрепленного болтами к фланцу коронной шестерни 26 планетарного
механизма.
Передаточное число главной передачи — 2,24 (число зубьев колеса — 56,
шестерни — 25). Применение кругового зуба и уменьшение передаточного
числа позволяют повысить показатели надежности главной передачи при
эксплуатации трактора.
Между ведомой шестерней и фланцем коронной шестерни установлены стальные
прокладки 29, которыми регулируют зазор между зубьями конических
шестерен при сборке.
Регулировочные прокладки выполнены в виде полуколец с открытыми внутрь
пазами под крепежные болты. Поэтому для их снятия или установки
полностью выворачивать болты не нужно.
Коронная шестерня установлена на двух шариковых подшипниках 30,
запрессованных наружными обоймами в расточки этой шестерни. Внутренние
обоймы подшипников установлены на стаканах 14, фланцы которых
прикреплены болтами к приливам перегородок корпуса заднего моста 15.
Планетарный механизм поворота (рис. 53) смонтирован внутри коронной
шестерни, на которой имеется внутренний зубчатый венец (с ним находятся
в постоянном зацеплении шестерни-сателлиты 26, вращающиеся на игольчатых
двухрядных подшипниках). Сателлиты установлены на осях 24 в двух водилах
27, которые шлицами связаны с валами 17 заднего моста, а через них — о
соответствующими шестернями конечных передач.
В каждом водиле установлены три сателлита. Одновременно сателлиты
находятся в постоянном зацеплении о зубчатым венцом солнечных шестерен
23, которые при отпущенном тормозе солнеч-ной шестерни вращаются в
подшипниках скольжения, установленных в стаканы 14 (см. рис. 52).
Планетарный механизм поворота работает следующим образом. При
прямолинейном движении шкивы тормозов заторможены, а остановочные
тормоза отпущены. Вращение от главной передачи передается коронной
шестерне, которая своими внутренними зубчатыми венцами приводит в
движение сателлиты обоих водил. Вращаясь вокруг своих осей, сателлиты
одновременно обкатываются вокруг заторможенных солнечных шестерен,
увлекая во вращательное движение водила 27, связанные с ними валы 17
заднего моста и ведущие шестерни конечных передач.
Для плавного поворота трактора следует потянуть к себе рычаг тормоза
планетарного механизма той стороны, в которую совершается поворот. При
этом через тягу 5 дополнительно сжимается пружина 12, тормозная лента 22
растормаживается и солнечная шестерня свободно вращается сателлитами, а
движение гусеницы с этой стороны замедляется. Трактор плавно
поворачивается в сторону отстающей гусеницы.
Для крутого поворота трактора после включения тормоза планетарного
механизма дополнительно нажимают на педаль, затормаживая шкив 19
остановочного тормоза той стороны, в которую совершается поворот.
Движение гусеницы прекращается, и трактор круто поворачивается в сторону
остановленной гусеницы.
На тракторе применены ленточные тормоза с твердыми съемными фрикционными
колодками.
Смазывание заднего моста — комбинированное: в главной передаче
разбрызгиванием; в планетарном механизме поворота — подачей масла по
трубопроводам 7 и 9, через отверстие в стакане подшипника 14, пазы
бронзовых втулок и канавки водил 27 механизма и к подшипникам
сателлитов. Через сверление в коронной шестерне 26 масло сливается в
полость корпуса трансмиссии.