Коробка передач — механическая, четырехвальная, с постоянным зацеплением
шестерен на первом и втором рабочих диапазонах, обеспечивает получение
двух рабочих, двух технологических (пониженных) передач и одну передачу
заднего хода. Она состоит из корпуса 1 (рис. 50) с гнездами для
установленных в стаканах шариковых и роликовых подшипников; первичного
вала 12; вторичного вала 42, который изготовлен за-одно с малой
конической шестерней, находящейся в зацеплении с большой конической
шестерней главной передачи; дополнительного вала 52 и вала 57; заднего
хода; шестерен; механизма переключения передач.
На первичном валу установлены: шестерня 14, находящаяся в постоянном
зацеплении с ведомой шестерней 60 вала заднего хода; шестерня 15 I
рабочей передачи и шестерня 30 II рабочей передачи, свободно вращающиеся
на шариковых подшипниках и находящиеся в постоянном зацеплении
соответственно с шестернями 3 и 30 на вторичном валу.
Вращение с первичного вала через шестерни 14 и 60 передается на вал
заднего хода, откуда через шестерню 56, находящуюся в постоянном
зацеплении с шестерней 53, — на дополнительный вал. Таким образом,
первичный и дополнительный валы постоянно вращаются в одну сторону, вал
заднего хода — в другую.
Включают I и II рабочие передачи зубчатой муфтой 10 при вводе ее в
зацепление соответственно с шестернями 15 и 30. Включают I и II
технологические передачи перемещением подвижного блока 51 соответственно
влево по валу через шестерню 2 вторичного вала или вправо по валу через
шестерню 38.
Передачу заднего хода включают шестерней 63 при перемещении ее вилкой
переключения до зацепления с шестерней 2.
На всех передачах работают при разблокированном
гидротрансформаторе.
Все передачи включают рычагом 22. При этом нижний его конец, перемещая в
поперечном направлении, вводят в паз соответствующей планки и в
зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку
вперед или назад и включают необходимую передачу (согласно схеме на
рисунке 51).
В качестве устройства, предотвращающего одновременное перемещение двух
планок 20 (см. рис. 50), применены разделительные планки 19.
При включении передач необходимо, чтобы нижний конец рычага 22 был
установлен в паз переключения передачи так, чтобы при перемещении он не
задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы крайних планок
переключения до упора его нижнего конца в боковые планки 18.
Запрещается включать передачи с характерным шумом, свидетельствующим о
соударении торцов зубьев включаемых шестерен. При появлении этой
неисправности следует отрегулировать тор-мозок карданного вала.
При переключении передач необходима выдержка в течение 3 ... 4 с.
На переднем конце дополнительного вала смонтирован привод для хвостовика
гибкого вала тахомотосчетчика.
В коробке передач предусмотрено две системы блокировки: со сцеплением и
с системой пуска дополнительным двигателем.
Переключение передач блокируется кулисой 26, связанной системой рычагов
с педалью управления сцеплением. При выключенном сцеплении кулиса
располагается так, что фиксаторы могут беспрепятственно подниматься и
освобождать планки переключения. При этом станет возможным переключение
передач. При включенном сцеплении кулиса располагается так, что
фиксаторы не могут подняться и освободить планки переключения. В этом
положении переключать передачи невозможно.
Для предотвращения работы пускового двигателя при включенной передаче
служит система блокировки рычага коробки передач с электрической
системой этого двигателя, которая позволяет производить пуск только при
нейтральном положении рычага 24 (рис. см. 50).
В расточке крышки коробки передач закреплена втулка 47 с электрическим
включателем 45. На оси 46 и винте 50 установлена рамка 49. При
перемещении рычага 24 из нейтрального положе-ния рамка перемещает шарик
48 до касания с наконечником включателя 45. В результате первичная
обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу» и пуск его
становится невозможным.
Рис. 51. Схема положения рычага переключения
передач:
1 — рабочая 1 передача; 2 — рабочая II передача; 1Т — технологическая I
передача; 2Т — технологическая II передача; ЗХ - задний ход.