Карьерные строительные работы

  Главная      Книги - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Карьерные строительные работы

 


Добыча каменных дорожно-строительных материалов и разработка грунтов должны по возможности осуществляться вблизи от строительства дороги, с тем чтобы максимально сократить расходы на перевозку материалов. Поэтому всегда предварительно разведывают месторождения нужных каменных материалов и грунтов вдоль трассы дороги до начала ее строительства.
Место добычи полезных ископаемых называется карьером.
В карьере сначала разрабатывают верхние слои пустой породы, прикрывающие полезные дорожностроительные материалы; пустую породу отвозят в сторону от карьера.
Вскрыша пустых пород производится землеройными машинами общего назначения: супесей и легких суглинков — бульдозерами при дальности возки меньше 100 м и скреперами при дальности возки от 100 до 500 м\ для вскрыши более тяжелых грунтов, например тяжелых суглинков, лёсса и глин, используют одноковшовые экскаваторы или экскаваторы-драглайны с отвозкой разработанного грунта автосамосвалами.
Если толща пустых пород очень велика, например и более метров, и состоит из твердых пород, то применяют взрыв «на выброс» с последующей зачисткой дна котлована бульдозерами и экскаваторами с ковшами малой емкости.
Затем начинается разработка основного материала.
В зависимости от прочности и твердости добываемой породы применяют различные способы и машины для ее разработки.
Наиболее твердые каменные породы разрабатывают взрывом «на разрыхление», т. е. применяют заряд взрывчатых веществ такой силы, которая может только разрушить и разрыхлить материал, не разбрасывая его в стороны от места взрыва.
Более слабые породы — галечники, гравий, глины и суглинки — разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с непосредственной погрузкой в автотранспорт или в другие транспортные средства.
Наиболее слабые грунты — легкие супеси и пески — разрабатывают одноковшовыми и многоковшовыми погрузчиками.
В зависимости от дальности транспортирования дорожнострои- тельных материалов используют железнодорожные платформы, вагонетки узкой колеи при дальности возки 0,5—1 км, тракторные саморазгружающиеся прицепы при дальности 1—2 км и автомобили-самосвалы при дальности 2 км и более.
Для транспортирования легких грунтов—песка, гравия и др.,— не содержащих крупных каменных включений и обло.мков скальных пород, применяют звеньевые ленточные конвейеры, длина которых может достигать 0,5—1 км. Материалы на звеньевой конвейер погружают экскаваторами с ковшами малой емкости, одноковшовыми тракторными погрузчиками и многоковшовыми погрузчиками.
Железнодорожные платформы широкой колеи целесообразно применять при очень больших расстояниях транспортирования и в том случае, если есть возможность провести железнодорожную ветку непосредственно в карьер. Обычно железнодорожные составы применяют в карьерах с большими запасами полезных ископаемых, разработка и добыча которых планируются на несколько лет. Только в таких условиях постройка железнодорожных путей экономически целесообразна.
При разработке твердых пород взрывным способом образуются обломки самых разнообразных размеров —от мельчайшей пыли до очень крупных камней. Между тем для укладки в дорожное основание, приготовления асфальтобетонных и цементобетон- ных смесей необходимы каменные материалы определенных размеров.
Поэтому взорванные обломки скалы дробят на специальных машинах — камнедробилках; дробленый материал сортируют по крупности на грохотах, и вывозят из карьера на строительство только каменные материалы соответствующей крупности. Отходы дробления в виде камней больших, чем нужно, размеров вторично пропускают через камнедробилку и сортируют на грохотах.
Отходы дробления в виде каменной и известняковой мелочи, не пригодные непосредственно для строительства, используют в качестве каменной муки—заполнителя для асфальтобетонных смесей. С этой целью каменную мелочь и известняк перемалывают на валковых и шаровых мельницах, а затем вывозят на асфальтобетонные заводы.
Гравий и песок редко встречаются в карьерах в чистом виде. Обычно они бывают загрязнены примесями глины, ила или органическими включениями. Для приготовления цементобетона допускается применять песок с содержанием глины не более 2% и гравийно-галечниковых материалов не более 1 % по весу.
Поэтому добытый в карьере песчаный или гравийный материал в случае необходимости промывают на специальных машинах — пескомойках и гравиемойках, отделяющих вредные примеси от строительных материалов. Таким образом избегается перевозка не нужных строительству примесей, содержащихся в основном материале.
Все операции по добыче, дроблению, сортировке, промывке и т. п. сопровождаются погрузочными и транспортными работами, которые являются очень трудоемкими.
Выбор погрузочных и транспортных машин основывается на желаемой производительности и на возможности использования машины в данном карьере, помимо операции, для которой она в основном предназначается. Например, вагонетки узкой колеи могут служить для подачи каменных материалов из забоя к камнедробилкам или для транспортирования гравийно-галечниковых материалов к моечным машинам и одновременно для перевозки дробленых фракций (каменных материалов определенной крупности) от камнедробилок в штабели или промытого гравия и галечника от моечных машин на склад готовой продукции.
Для погрузки дробленой взрывом скалы целесообразно использовать экскаваторы на гусеничном ходу с рабочим оборудованием прямой лопаты, с ковшом емкостью 3 м3. Мелкие каменные материалы и грунты погружают в транспортные средства экскаваторами с ковшами емкостью 2; 1; 0,5—0,65 и 0,3—0,25 м3
Для погрузки песка, галечника, гравия широко применяются погрузчики Т-107 и Т-61.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..