Работы, выполняемые дорожными бульдозерами

  Главная      Книги - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Работы, выполняемые дорожными бульдозерами

 

 

В основном бульдозеры предназначаются для разработки (копания) грунта от I до IV категории включительно и перемещения вырытого грунта на небольшие расстояния (20—100 м).

Кроме того, бульдозером можно выполнять и многие другие работы: разгружать железнодорожные платформы от сыпучих, каменных и других материалов; штабелировать каменные материалы и каменный уголь на заводах и складах; подавать сыпучие материалы к питателям смесительных машин; убирать и штабелировать шлаки из-под вагранок и доменных печей; очищать автомобильные дороги от снега и т. п.

Бульдозером можно срезать кустарники и небольшие деревья диаметром до 120 мм (рис. 1, а). Для лучшего срезания и удаления корневых систем ножи должны быть погружены под дерновый слой на 15—20 см от поверхности.

Рис. 1. Подготовительные работы, выполняемые бульдозером:
а — срезание кустарника и мелколесья; б — корчевание пней с подрезкой корней; в — корчевание пней в слабых грунтах; г — валка отдельно растущего дерева; д — корчевание корней поваленного дерева; е — подготовка к валке крупного дерева;. ж — валка крупного дерева после подготовки

Пни с разветвленной корневой системой в крепких грунтах выкорчевывают бульдозером путем подрезания корней ножами отвала при движении трактора вперед и одновременном подъеме отвала (рис. 1, б). Пни в слабых грунтах можно выкорчевывать без подрезания корней нажимом отвала на верхушку пня при движении трактора вперед (рис. 1, в).

Отдельные деревья валят бульдозером в два приема. Нажимом поднятого вверх отвала дерево валят на землю (рис. 1, г); если корневая система дерева очень крепка и развита, а грунт плотно держит корни, то повалить дерево сразу не удается. Тогда трактор отводят назад, опускают отвал на землю и движением трактора вперед подводят ножи под корни наклоненного дерева (рис. 1, д). Затем последующим нажимом отвала при движении трактора вперед выкорчевывают корневую систему и окончательно валят дерево. Если же дерево валится сразу от первого нажима отвалом, то затем остается лишь выкорчевать остатки его корневой системы одним-двумя заходами бульдозера.

Для валки особенно крепких пород деревьев с мощной корневой системой (дуб или ясень) сначала производят одностороннюю подрезку корней поперечными проходами бульдозера (рис. 1, е). Вырытую землю перемещают бульдозером на сторону, противоположную подрезке корней, и здесь отсыпают в виде призмы к стволу дерева. Таким образом бульдозер получает возможность упереться отвалом в ствол на большей высоте и увеличить момент, опрокидывающий ствол, а подрезка с противоположной стороны облегчает падение дерева (рис. 1, ж).

Таким же способом рекомендуется корчевать особенно большие и крепкие пни.

Бульдозер может также обнажать крупные валуны, расположенные в верхних слоях грунта; после раскапывания валуна его можно извлечь на поверхность и убрать бульдозером за пределы полосы строящейся дороги.

Однако главное назначение бульдозера на дорожном строительстве заключается в выполнении основных земляных работ по сооружению земляного полотна.

Бульдозером разрабатывают выемки и возводят насыпи земляного полотна (рис. 52, а), причем бульдозер движется вдоль дорожной полосы. Хорошие результаты по производительности достигаются при дальности перемещения грунта 50—70 м, особенно при чередовании выемок и насыпей, так как при этом бульдозер должен делать наименьшее количество поворотов в концах проходов, совсем не имея холостых обратных ходов. На подобных участках целесообразно использовать сразу несколько последовательно работающих бульдозеров.

При сооружении дорожного полотна в полувыемках-нолуна- сыпях (рис. 2, б) косогор разрабатывают поперечными ходами, а насыпи возводят продольными ходами бульдозера. При малых объемах грунта возможна переменная работа одного бульдозера, который сначала спускает часть грунта с косогора поперечными ходами, а затем распределяет его по насыпи продольными ходами. Эти операции выполняют поочередно и повторяют до возведения насыпи в проектных отметках.

Рас. 2. Земляные работы, выполняемые бульдозером: а — разработка выемок и возведение насыпей продольным перемещением грунта; б — разработка косогора и возведение насыпи поперечно-продольными ходами бульдозера; в — возведение насыпи из резервов поперечными ходами бульдозера; г — засыпка траншеи бульдозером

При больших объемах перемещаемого грунта целесообразно применять два согласованно работающих бульдозера, один из которых разрабатывает косогор и спускает грунт вниз, а второй перемещает грунт вдоль насыпи к месту укладки.

В равнинных местностях при строительстве земляного полотна в нулевых отметках насыпи высотой 0,6—1 м возводят из боковых резервов поперечными ходами бульдозера (рис. 2, в). Здесь дальность перемещения грунта невелика, а для облегчения подъема грунта откосы насыпи и резерва делают отлогими с заложением в пределах от 1 : 2 до 1 : 3.

Значительный объем работ по засыпке водопропускных труб (рис. 2, г) выполняют бульдозеры в процессе строительства земляного полотна.

Кроме того, бульдозер может грубо планировать поверхность земляного полотна при его отделке. Точность планирования равна 5—8 см, в зависимости от типа управления (гидравлическое или канатное). Окончательное планирование выполняется грейдерами или авто-грейдерами, так как точность, обеспечиваемая бульдозером, недостаточна. Но зато грубое планирование бульдозером значительно сокращает объем и сроки отделочных работ, выполняемых грейдерами.

Для перемещения грунта в сторону от полосы прохода применяют бульдозеры с поворотными отвалами, называемые универсальными бульдозерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..