Эксплуатация дорожных скреперов

  Главная      Книги - Техника     Дорожно-строительные машины

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Эксплуатация дорожных скреперов

 

 

Возможность сокращения рабочего цикла скрепера обусловлена различными факторами и зависит от способов выполнения отдельных операций цикла.

При загрузке скрепера трактор должен обеспечивать наибольшую тягу сравнительно с другими операциями цикла. Поэтому загружать скрепер следует на первой скорости трактора, при которой тяга на буксирном крюке предельно велика.

Загружать ковш необходимо на прямолинейном ходу, так как при поворотах перегружается трактор, могут забуксовать гусеницы или заглохнуть двигатель, что вызовет потерю времени.

Тяга трактора при загрузке ковша расходуется на резание грунта, заполнение ковша и движение скрепера. Тяга, расходуемая на резание и проталкивание грунта в ковш, тем больше, чем толще стружка грунта; поэтому, чтобы не перегрузить трактор и не вызвать потерь времени из-за буксования гусениц или прекращения работы двигателя, водитель должен внимательно следить за глубиной резания и выглублять ковш, как только обороты двигателя начнут уменьшаться или гусеницы начнут буксовать. Тяга, расходуемая на движение скрепера, тем больше, чем больше грунта забрал ковш. Поэтому в начале загрузки водитель может работать на максимальной глубине резания; по мере же наполнения ковша грунтом он должен уменьшать глубину резания для того, чтобы довести до нормы нагрузку трактора.

Схемы загрузки скреперов показаны на рис. 79.

Срезать бугры следует не при горизонтальном движении (рис. 79, а), а при движении под уклон (рис. 79, б), при котором сила тяжести увеличивает тягу трактора и уменьшает сопротивление движению скрепера; это позволяет скреперу работать на большей глубине резания и загружаться на более коротком пути, сокращая время наполнения ковша.

Рис. 79. Схемы загрузки скреперов

Уклон срезаемых слоев по отношению к горизонту должен составлять 3—7° в зависимости от категории грунта. Работать под уклон 8° и более (рис. 79, в) нецелесообразно потому, что грунт плохо поступает в ковш и накапливается перед ножами и заслонкой, нарушая нормальную работу.

При всех видах работ (срезка бугров, выемка котлованов, рытье русла каналов, копание прудов и водоемов и т. д.) можно планировать забой так, чтобы загрузка выполнялась только под уклон, причем водитель быстро привыкает глазомерно определять нужную величину уклона.

Разгружать скреперы Д-354 и Д-372 с гидравлическим управлением можно как на ходу, так и при остановке.

Для разгрузки этих скреперов надо перевести рукоятку управления в положение «подъем», при котором ковш поднимается и опрокидывается.

О достижении крайнего положения сигнализирует шум предохранительного клапана гидропривода УГ-1М.

Выдерживать скрепер в крайнем положении разгрузки при работающем механизме управления нельзя, так как это вызывает повышенный износ деталей предохранительного клапана; по достижении ковшом крайнего положения водитель должен быстро перевести рукоятку управления в положение «стоп».

Разгружать скреперы Д-147, Д-222, Д-374 необходимо обязательно на ходу; эти скреперы выгружают грунт под себя и при движении разравнивают (планируют) его, оставляя за собой слой отсыпанного грунта равномерной толщины.

Скреперы Д-147, Д-222 и Д-374 разгружаются на 1-й или 2-й передаче трактора при прямолинейном движении, что обеспечивает нормальную нагрузку трактора и чистую планировку выгружаемого грунта.

Не следует сразу поднимать заслонку и опрокидывать днище (или двигать заднюю стенку), так как перед ножами высыпется весь грунт и трактор должен тащить всю массу грунта по земле, что приводит к его перегрузке, буксованию гусениц или остановке двигателя.

В начале разгрузки (рис. 80, а) необходимо опустить ковш для установления просвета h, равного толщине отсыпаемого слоя, а затем поднять заслонку до отказа (рис. 80, б); при этом грунт, содержащийся в заслонке и в передней части ковша, высыпается на землю и разравнивается ножами при движении скрепера.

Рис. 80. Последовательность разгрузки скрепера

Когда высыпавшийся грунт пройдет под ножами, водитель должен начать постепенно поднимать днище (или двигать заднюю стенку) скрепера для выгрузки остального грунта. Подъем днища (или движение задней стенки) лучше производить в два-три приема с промежуточными остановками для нормального планирования высыпающегося грунта, а также во избежание перегрузки трактора.

Разгрузка заканчивается при достижении разгружающим устройством крайнего положения (рис. 80, в).

При работе на липких глинах и переувлажненных черноземах ковш и заслонка забиваются грунтом, налипающим на их стенки. В этих случаях разгрузка может быть произведена не сразу, а повторными разгружающими движениями заслонки и днища ковша или задней стенки.

Водитель должен выбирать путь скрепера так, чтобы скорость движения была наибольшей. Машины с грунтом должны двигаться по возможности под уклон и без разворотов, так как подъемы и развороты перегружают трактор и снижают скорость движения. Подъем на уклон и развороты следует производить при холостом ходе, поскольку в этом случае трактор может развить наибольшую скорость.

Схемы движения, представленные на рис. 81, показывают пути движения скреперов, обеспечивающие наибольшие скорости и наименьшие потери времени.

Схема, показанная на рис. 81, а, построена так, что скрепер с грунтом может двигаться без поворотов; схема на рис. 81, б неправильна потому, что при движении с грунтом необходимо делать два поворота.

Наиболее целесообразными следует считать схемы движения, изображенные на рис. 81, в и г; при работе по этим схемам количество поворотов за один цикл вдвое меньше, чем при работе по схеме, показанной на рис. 81, а.

Последние две схемы легче всего применять на работах при постройке железных и автомобильных дорог.

Если по характеру работы подъем с грунтом на уклон неизбежен (например сооружение дорожных насыпей поперечной возкой грунта из резерва или рытье русла канала и т. п.), то участки путей, по которым трактор со скрепером движутся на уклон, нужно спланировать и уплотнить, чтобы возможно больше облегчить движение по ним.

Рис. 81. Схемы движения скреперов

Хорошо подготовленные пути движения приводят к повышению выработки скреперов, так как позволяют водителю развивать высокие скорости, что сокращает время на транспортирование грунта и на холостой ход.

Скрепер можно использовать для выравнивания путей движения во время его холостого хода, срезая отдельные бугорки и засыпая вынутым грунтом ямы и ухабы (рис. 82, а). Скреперы с канатно-блочной системой можно применять подобно бульдозерам для планировки путей движения. Для этого необходимо поднять заслонку и повернуть днище (скрепер Д-222) в разгрузочное положение или подать вперед заднюю стенку (скрепер Д-147). В этом положении (рис. 82, б) скрепер при холостом ходе будет срезать бугры и кочки и засыпать близко расположенные ямы и ухабы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..