§ 44. ЗУБЧАТЫЕ И
ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ
Червячная передача
Она состоит из червяка и червячного
зубчатого колеса.
Червяк имеет вид цилиндрического тела, на поверхности которого
сделана винтовая нарезка. Профиль нарезки представляет собой
прямой зуб соответствующего модуля. Количество нарезок на одном
червяке может быть различно; в зависимости от этого и червяки
бывают одно-, двух- и многозаходные. По направлению винтовой
нарезки червяки бывают с правой и с левой нарезкой. Червячное
колесо имеет форму диска, на цилиндрической поверхности которого
нарезаны винтовые зубья. Передаточным числом червячной передачи
называется отношение числа зубьев колеса к числу заходов
червяка. Так как количество заходов червяка во много раз меньше
числа зубьев, то червячная передача имеет большое передаточное
число.
Величина угла наклона винтовой нарезки червяка имеет большое
значение в работе передачи. Если угол наклона невелик и не
выходит за пределы 4—5°, то червячная передача обладает
свойством самоторможения. Самотормозящая передача допускает
движение лишь при условии, что ведущим элементом будет червяк, а
ведомым — червячное колесо. Заставить вращаться червяк
посредством вращения колеса в этом случае не представляется
возможным. Благодаря этому ценному свойству самотормозящая
червячная передача нашла широкое распространение в механизмах
крана, преимущественно в механизмах подъема стрелы, однако это
не исключает необходимости тормоза.
При большом угле наклона винтовой нарезки червяка червячная
передача теряет свойство самоторможения и допускает передачу в
обратном направлении, т. е. передачу, когда ведущим элементом
является колесо, а ведомым — червяк.
В этом случае получается ускорительная передача с большим
передаточным числом.
Материалом для червяка чаще всего служит сталь, а для червячных
колес — бронза, чугун, а в отдельных случаях и неметаллические
материалы — текстолит и другие специальные пластмассы.
В процессе работы червячных передач возникают большие силы
трения на рабочих поверхностях, поэтому jbo избежание зади-ров
поверхности соприкосновения должны быть тщательно обработаны и
хорошо смазаны. Термическая обработка, шлифовка рабочих
поверхностей, хорошая их смазка — все это значительно улучшает
условия работы передачи, снижает износ зубьев, удлиняет срок
работы червячной передачи.
|