ГЛАВА V ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПАРОВОЙ
МАШИНЫ
§ 18. УХОД ЗА ПАРОВОЙ МАШИНОЙ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Производительная и бесперебойная работа крана во многом зависит
от состояния паровой машины. Если паровая машина содержится в
исправном состоянии, то она развивает необходимую мощность при
наименьшем расходе пара. При обслуживании паровой машины
выполняют следующее.
1. Периодически осматривают машину и систематически подтягивают
ослабшие болтовые соединения, гайки, следят за состоянием
шплинтов, клиньев, чек. Крепления проверяют легким обстукиванием
ручным молотком и пробуют гайки ключом.
2. Регулируют, а если необходимо, устраняют зазоры между
трущимися поверхностями деталей машины путем снятия или замены
прокладок и соответствующей затяжки болтовых соединений. Зазоры
обнаруживают, легко покачивая детали с помощью ломика.
3. Плавно пускают машину.
4. Продувают цилиндры машины для удаления скопляющегося в них
конденсата пара.
5. Прогревают машину перед ее пуском.
6. Правильно регулируют парораспределение.
7. Исправно содержат сальники и своевременно устраняют парение.
8. Правильно и своевременно смазывают цилиндры машины, золотники
и другие трущиеся детали.
Подготовка паровой машины к пуску заключается в следующем, Перед
пуском машину осматривают, убирают все лишние предметы, которые
могут попасть на движущиеся части работающей машины и вызвать их
поломку.
Проверяют арматуру, крепят все гайки и контргайки, выявляют
состояние и положение кулисного механизма. Выключают все
механизмы крана. Проверяют наличие смазки в пресс-масленке,
нажимных и других масленках и, если ее недостаточно, —
добавляют. Внешне осматривают сальник и регуляторный золотник.
Приоткрыв немного регуляторный золотник, медленно открывают
запорный вентиль на котле для того, чтобы пар поступал из котла
в паропроводы и машину, прогревая их. Для прогрева паровых машин
с кулисным механизмом кулисы ставят в одно
из крайних положений, открывают продувочные
краны и в машину впускают столько пара, чтобы она не могла
прийти в действие. Затем кулисы переводят в другое положение и
прогревают вторую полость цилиндров. После прогрева машину
пускают с небольшим числом оборотов и без нагрузки. На таком
режиме машина должна проработать 5—10 мин при открытых
продувочных кранах. Особенно важен такой прогрев в зимнее время,
когда неработающая машина сильно охлаждена. После прогрева число
оборотов паровой машины постепенно повышают до нормального.
Исправная машина работает плавно, без рывков, чувствительна к
изменению величины открытия регулятора. Выхлоп пара четкий,
равномерный и одинаковой силы, сальники не парят.
Как только из продувочных кранов пойдет сухой пар, их закрывают.
В процессе работы частоту вращения коленчатого вала машины можно
изменять за счет величины открытия регуляторного золотника, а в
машинах с кулисным механизмом также и за счет изменения
положения кулисного камня.
При работе машины необходимо следить за поступлением смазки к
трущимся поверхностям, степенью нагрева кривошипных, рамных и
ползунковых подшипников, параллелей, бугелей, кулис. Температура
нагрева трущихся частей не должна быть больше той температуры,
какую может терпеть рука. Необходимо прислушиваться к стукам в
машине. При появлении ненормальных стуков и ударов она должна
быть немедленно остановлена для выявления причин их
возникновения.
При появлении стука в цилиндрах прежде всего необходимо прикрыть
регулятор, открыть продувочные краны и продуть цилиндры: в
большинстве случаев стук в цилиндрах вызывается наличием в них
воды. Если после продувки стук в цилиндрах не прекратится, то
машину необходимо остановить и вскрыть цилиндры. Причинами стука
могут быть: попадание посторон-
него предмета (гайки, болта и т. п.), ослабление гайки, крепящей
поршень на штоке, поломка поршневых колец. На кранах ПК-6 часто
бывают также случаи ослабления заглушек диска поршня.
Если в цилиндре или золотнике слышен скрип, то это
свидетельствует об отсутствии смазки или о наличии перекосов.
Причиной стуков может быть также: в параллелях — наличие больших
зазоров или неправильная сборка; в подшипниках — чрезмерный
зазор или разработка вкладышей; в кулисе — разработка камня; в
эксцентриках — ослабление болтов, скрепляющих половинки
эксцентрика. Перегрев в процессе работы подшипников, бугелей,
эксцентриков происходит из-за недостатка смазки или от
чрезмерной их затяжки.
Нельзя допускать перегрева штоков и сальников. Если температура
их нагрева резко повышается, необходимо проверить поступление
смазки в сальники, а также ослабить их и дополнительно смазать.
Парящие сальники следует подтянуть без
перекосов, иначе возможен задир поршневых штоков. После
остановки машины необходимо открыть продувочные краны. Пока
машина теплая, ее следует очистить от масла и грязи. При
длительной остановке машины все трущиеся части покрывают
обильным слоем смазки, цилиндры промазывают на тихом ходу при
заполненных гидростатических масленках, т. е. при обильной
подаче смазки. При наличии пресс-масленки обильная смазка в
цилиндры подается провертыванием вручную рукоятки
пресс-масленки.
В процессе работы паровой машины могут иметь место те или иные
неисправности, которые должны быть немедленно устранены.
Несвоевременное устранение даже мелких неисправностей может
привести к серьезным поломкам машины и прекращению эксплуатации
крана в течение длительного времени.
В табл. 11 приведены основные неисправности паровой машины и
способы их устранения.
|